Архитектурные памятники Петропавловска

Главная » Рефераты на русском » Архитектурные памятники Петропавловска

В наши дни очень большой интерес вызывают старинные памятники, что имеет огромное значение для культурного развития нации и соответственно для страны, в которой они живут. В современном понимании памятник архитектуры — это своего рода основа для культуры того или иного народа, а не редкость в историческом понимании этого понятия. Каждый представитель своего народа не просто должен, а обязан знать свою историю. Ведь прошлое — это основа для будущего. Какая же ценность памятников архитектуры? Почему их разрушения по независимым от нас причин (природные катаклизмы) или по вине человека (войны) вызывают у всего человечества боль утраты чего-то очень важного и значимого? Ответ на первый взгляд очень простой, но с глубоким смыслом. Памятники архитектуры, являясь элементами культуры прошлых лет, являются высокохудожественными произведениями искусства и отражают историю развития каждой страны в разные эпохи. Они несут память о культурном достоянии наших предшественников, что позволяет изучить историю развития целых поколений. Памятники архитектуры представляют собой некую летопись, отличающуюся высоким уровнем сохранности. Что позволяет засвидетельствовать не только отдельные факты, но историю существования отдельных наций и народов в целом. А происходит это через освещение архитектуры, которая непосредственно связана с теми историко-культурными событиями, которые происходили в период строительства различных зданий. Так через архитектуры до нас доходят сведения об истории человечества, его социально — политической жизни, идеологии, экономическом и духовном развитии. Не смотря на потерю значительного количества памятников архитектуры, в наше время воздвигаются все новые экземпляры, которые будут нести ценную информацию о нашей эпохе будущим поколениям [1, с. 4].

Петропавловск уже перешагнул двухсотпятидесятилетний рубеж со дня своего основания. По числу жителей (более 200 тысяч человек) наш областной центр относится к большим городам мира. Город хорошо спланирован, уютно расположен в двух уровнях. О нём говорили как о русско — азиатском городе, стоящем на границе сибирской степи. «Выставляются первые рамы, И в комнату шум ворвался, И благовест ближайшего храма, И крик муэдзина, и стук колеса» [2, с. 23]. Каменные двухэтажные дома купцов, рубленые русские избы, каменные лабазы, деревянные тротуары, булыжные мостовые, коновязи у магазинов — всё это Петропавловск прошлого. Архитектурных шедевров в городе было не так много, и почти все они погибли в огне революции. Счет уцелевших ведется на десятки. Восемнадцатого октября 1803 года на том месте, где сейчас возвышается храм, была заложена Покровская церковь, переименованная в середине XX века в собор святых апостолов Петра и Павла. Здание храма, построенного в стиле сибирского барокко — это один из немногих сохранившихся в нашем городе историко — архитектурных памятников начала XIX века. Церковь строилась и не раз перестраивалась на пожертвования прихожан. Юбилей Петропавловского собора совпал с другим важным событием, которое, думаю, станет еще одним поводом к углубленному изучению истории края и в том числе истории культовых учреждений. Несколько месяцев тому назад из областного и городского загсов были переданы 1300 метрических книг православных церквей и мечетей на хранение в Северо- Казахстанский государственный архив [3, с.8]. Церковные метрические книги свидетельствуют о рождении, бракосочетании и смерти наших предков — это ценнейший документальный материал истории. Их значение в изучении прошлого для нас тем более высоко, если учесть, что в областном архиве полностью отсутствуют документы досоветского периода. Переданные книги главным образом отражают период, предшествующий установлению Советской власти (конец XIX — начало XX вв.). Редкий прохожий не обратит внимание на красивое двухэтажное здание на пересечении улиц Ульянова и Горького. Здесь же, за памятником архитектуры, просматриваются обычные для старого города усадебные постройки. Сам дом уникален. И не только по архитектурному решению, но и по романтической о нем легенде. Неповторимой архитектуре под стать и внутреннее оформление; лепные украшения потолка и стен, изразцовые печи резные из темного дуба двери и т.д. Изюминкой здания, его тайной является то, что сооружено оно «под камень». Мало кому придет в голову, что перед ним деревянный дом. Многим горожанам это здание знакомо как «дом невесты». Такому необычному и поэтическому названию оно обязано легенде, отголоски которой живы и по сей день.

Случилось это примерно сто лет назад. Однажды молодой петропавловский купец Янгуразов, находясь по своим торговым делам в Москве, встретил юную красавицу, которую горячо полюбил. Купец предложил ей руку и сердце, но та, видно, посмеялась над ним, сказав в ответ, что согласится стать женой при одном условии: будущий супруг должен построить дом, подобный тому, на который она укажет. К удивлению девушки, Янгуразов принял ее условия и данное слово сдержал: через год дом, ставший точной копией московского, для невесты был построен. Только новый роскошный особняк не стал счастливой пристанью для молодой четы. Точно злой рок тяготел над ним. Вскоре после свадьбы Янгуразов простудился и тяжело заболел. Он умер в молодом возрасте, оставив неутешную вдову с двумя детьми. И это были еще не последние испытания судьбы, выпавшие на долю московской красавицы. Так рассказывает легенда. Трудно судить, что о ней вымысел, а что правда. Известно только, что еще в восемнадцатом веке знатные дворяне строили под Москвой дворцы из дерева, отделывая их как каменные. Таким образом, можно предположить, что именно здесь, под Москвой, Янгуразов впервые увидел подобное здание и у него зародилась замечательная идея воссоздать его на родине. Зданию петропавловского главпочтамта исполнилось 80 лет. В 1927 году, в канун октябрьских торжеств, из старого помещения на улице Революционной сюда переведена городская почтово — телеграфная контора. Тогда, в дни празднования десятилетнего юбилея Октября, в Петропавловске новоселье отметили около десяти организаций: радиостанция, детская больница тубдиспансер и другие. Однако самым главным и самым долгожданным строительным объектом года для горожан стала почта. Ей отводилась и особая роль в оформлении праздника [4, с.3].

.

Регулярно освещавшая ход стройки местная газета «Степная звезда» писала, что «в день Октябрьской революции здание будет декорировано по идее смычки города с деревней через все виды транспортной и воздушной связи». То, что строительство почты вызвало наибольший интерес, легко понять, если учесть, что на месте нового здания в течение почти десяти лет возвышались огромные, полуразрушенные стены бывшего торгового центра. Темные проемы пустых окон с немым укором смотрели на главную площадь Петропавловска, омрачая торжества и будоража память о самой трагической, пожалуй, ночи в истории города. Разрушенное здание, в котором размещался универсальный магазин, было когда — то украшением города, единственным в Петропавловске зданием в три этажа. Построенное в 1905 году, оно принадлежало богатому московскому фабриканту Ганьшину и местным купцам братьям Овсянниковым. По благоустройству и размаху торговли магазин не имел в городе конкурентов. Здесь работал единственный в Петропавловске лифт, имелась собственная электростанция. В зеркальном вестибюле механическое чучело медведя отдавало поклон каждому вошедшему. Покупателю предлагались не только товары практически со всего света, но и блюда на любой вкус в ресторане на втором этаже. Любая покупка, включая обед в ресторане, по желанию посетителя доставлялась на дом. Осенью 1917 года Петропавловск бурлил забастовками. Требование было одно и то же: повышение жалованья. В эти же дни толпы солдаток дневали и ночевали у стен продовольственной управы в ожидании пособия. Его не выдавали уже более месяца, так как городская казна была пуста. В тот момент, когда общее недовольство достигло, казалось, критической отметки, из Петрограда пришла новость о повышении цены на муку вдвое. Решение Временного правительства местные газеты опубликовали 3 октября. Утром следующего дня толпа негодующих горожан собралась у дверей универсального магазина. Магазин был закрыт, и это привело людей в еще большую ярость. Далее обратимся к статье «Черный бунт», опубликованной в омской газете «Сибирская речь» за 10 октября: «…толпа нашла в кладовых вино, и началась пьяная оргия. Для наглядной иллюстрации, как пили, достаточно отметить, что в тот же день скончалось 60 человек, а выпито было 3000 ведер. Затем начался погромный кошмар. Натешившись вдоволь в магазине Ганьшина, бросились на улицу продолжать начатое. Вечером магазин был подожжен. Огромное трехэтажное лучшее здание города охватило огнем. Пожар бушевал до поздней ночи и только благодаря тихой погоде не принял ужаснейших размеров. Всю ночь над городом полыхало огромное зарево и жутко завывала сирена. Хлопали ружейные и револьверные выстрелы. Наутро газеты не вышли». Краеведческий музей сегодня — это комплекс зданий-памятников архитектуры, расположенных в центре города и занимающих площадь более 2,7 тыс.кв.м. Располагает просторными экспозиционными и выставочными залами, научной библиотекой, лабораториями и реставрационными мастерскими, фондохранилищем и фонотекой, богатейшими экспонатами и реликвиями. Интересны экспозиции, раскрывающие историю и культуру родного края, богатство животного и растительного мира Северного Казахстана. Гордостью музея является уникальный археологический материал.

.

Основан в 1924 году. Первоначально музей размещался в небольшом доме на улице Карима Сутюшева. В 30-х годах находился в Вознесенском соборе, а затем был переведен на улицу Советскую. В 1968 году музей получил новое здание. Группой художников Карагандинского и Целиноградского художественных фондов под руководством художника А.М. Чудова осуществлена перепланировка и реконструкция двухэтажного особняка, принадлежавшего ранее коммерсанту Т.А. Аркелю. Верхний этаж занимала гостиница «Центральная», в нижнем этаже располагался магазин готового платья [5, с.15]. В 1982 году музею передали двухэтажный особняк купца М.Ф. Стрелова, построенный в конце XIX века. В советское время в нем находился военкомат. Первый этаж его одно время занимал промтоварный магазин. К основному зданию краеведческого музея примыкает бывший магазин купца Стрелова, построенный в конце XIX века. Ранее здесь находились детская библиотека, магазин госпромторга, позднее — один из цехов фабрики «Комсомолка». В Петропавловске городской прокуратурой выявлены нарушения в деятельности управления культуры при применении законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия. Как сообщили в пресс-службе областной прокуратуры, управлением не исполняются требования закона РК от 2 июля 1992 года №1488 «Об охране и использованию историко — культурного наследия». «Не проводятся соответствующие меры по установлению охранных зон, зон регулирования застройки объектов историко — культурного наследия, соответственно сведения о них отсутствуют в историко- опорном плане и карте — схеме города Петропавловска, что может привести к его порче, уничтожению, а также неэффективности осуществления государственного контроля», — отметили в прокуратуре [6]. «К примеру, незаконно проведены работы на памятниках города: городское училище начала ХХ века, реальное училище 1903 года, производственное помещение реального училища 1903 года, купеческий клуб 1906 года, дом купца Турлапова — начало XX века, административное здание 30-х годов ХХ века и т.д», — сообщили в пресс-службе. Как отмечают в пресс-службе, в итоге проведение ремонтных работ без предварительного исследования по памятникам истории и культуры уничтожает первозданные следы, по которым определяется ранняя объемно-планировочная структура зданий, восстанавливаются архитектурные детали, цветовое решение фасадов и интерьеров. По результатам проверки приняты меры прокурорского реагирования. Принимаются меры по принудительному лишению прав собственников, нарушающих обязательства пользования памятниками истории и культуры, подвергающимися угрозе порчи и уничтожения», — уточнили в прокуратуре. Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно — градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города, таких как: Вознесенский собор, собор святых Петра и Павла, «Дом невесты». Они включаются в маршруты обзорных, исторических, литературных и других экскурсий, поэтому каждому экскурсоводу необходимо владеть методикой их показа [7, с. 15]. По содержанию архитектурно-градостроительные экскурсии классифицируются на: — экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; — экскурсии, дающие представление о творчестве выдающихся архитекторов; — экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; — экскурсии по новостройкам, цель которых — показать современную архитектуру и ход строительства зданий и целых районов (эти экскурсии могут быть отнесены и к производственным). На экскурсиях осматриваются произведения архитектуры (памятники) и градостроительные объекты. К памятникам архитектуры относятся древние города, архитектурные ансамбли и комплексы, городские и сельские жилые дома, административные и общественные здания, такие как дом купца Ганьшина. В показ включаются также памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т.д.

Градостроительная ценность памятника, наиболее наглядно может быть показана на примере памятников культового строительства: храмы, создававшиеся в качестве архитектурных доминант городской застройки или сельских поселений, в основном сохраняют свое назначение, и практически всегда рассматриваются в качестве памятников. Объекты жилой застройки, не отличающиеся индивидуальными (мемориальными, архитектурными или эстетическими) достоинствами также могут рассматриваться в качестве памятников культурного наследия в том случае, когда они составляют ансамбль застройки. Экскурсионную деятельность характеризуют два основных вида ее социальных функций, определяющих особенности ее влияния на общественную жизнь. С одной стороны, с помощью экскурсий можно сравнительно быстро оздоровить рыночную экономику, как в целом, в крупных регионах, так и в отдельных городах. С другой стороны, велико воспитательное значение экскурсии, основанное на использовании ценностей культуры, педагогических и духовных традиций отечественной культуры.

.

Возможности использования богатства нравственного, эстетического содержания экскурсионных программ, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни имеет большую популярность и оказывает положительное влияние на сферы общества. В целом обновленный формат экскурсионной деятельности позволяет открыть рабочие места, обеспечить — занятость населения, способствовать подъему образовательного и культурного уровня населения, изменить к лучшему быт горожан и увеличить их интерес к собственному городу, придать своим домам, улицам, паркам красивый, привлекательный облик. Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско — экскурсионного обслуживания и характеризовался стабильными темпами развития, в настоящее время, как и вся туристическая сфера, переживает глубокий кризис. Именно в сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий спросам самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта — культурно исторический потенциал. Но муниципальным органам нашего города необходимо сделать акцент на сохранение исторических памятников и не давать разрешение на их использование в коммерческих целях.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.