Что изучает этнопсихология?

Home » Рефераты на русском » Что изучает этнопсихология?
Рефераты на русском Комментариев нет

1.1. Предмет этнопсихологии

В процессе становления этнопсихологии как науки закономер­ным является вопрос об определении объекта и предмета исследо­вания. Это обусловлено тем, что научная дисциплина развивается, формируется её концептуальный и инструментальный аппараты, конкретизируется её место в системе наук.

Что же изучает этнопсихология? Ответ во многом зависит от того, что мы принимаем за объект исследования: народ, этнос или личность, включенную в группу (этнос). Если исходить из того, что объектом этнических исследований будут этнос и личность, вклю­ченная в нее, то предметом изучения станут массовидные явления психологии народов, особенности этнокультурного поведения лич­ности. При рассмотрении индивида, как основы этнических иссле­дований, предметом изучения являются индивидуальные свойства индивидов определенной группы (общества).

Большинство исследователей считают, что объектом этнопси­хологии является этническая общность, представленная устойчи­вой, динамичной системой, в которой отдельные элементы состав­ляют не сумму признаков, отличающих один народ от другого, а как факторы, способствующие целостности национальной общности.

Выделяют следующие типы этнических общностей: род, племя, народность, нация. Первой в истории человечества этнической об­щностью является племя, которое возникло после эпохи разложе­ния первобытного строя. Оно отличается наибольшей устойчивос­тью и единством.

На основе слияния различных племен, утративших свою само­бытность, образуется народность. Это ранняя форма этнической общности, которая формируется на основе общей территории, языка, экономики, политики, национальных особенностей, культу­ры. Высшей и последней формой этнической общности людей яв­ляется нация. Для нее значима близость территории, экономики, политики, языка, психического склада, проявляющегося в культуре и быте.

Как видим, понятия «национальность» по своему содержанию более широкое, чем перечисленные выше понятия. Это и обозначе­ния народностей, наций, и других этнических групп, населяющих страну. Оно обозначает принадлежность отдельного человека или групп лиц к определенной национальности. В то же время это и на­циональная самобытность народа.

Племя, народность, нация — это такие составляющие, которые правильнее называть историческими типами национальных этничес­ких общностей, чем этническими или историческими формами общ­ностей т.к. понятия «национальное» шире охватывает названные типы общностей, чем понятия «этническое».

Мы намеренно развели эти понятия, чтобы подчеркнуть, что со­отношение между ними приводит к возникновению этнического са­мосознания, которое определяет этническую принадлежность ин­дивида, группы.

Этнической общностью считается всякая общность, характери­зующаяся общностью территории, социально-экономического единства, языка, культуры, а также факт осознанного самовыделе­ния. Внешним признаком той или иной общности выступает этничес­кое наименование (этноним). Проявлением и функцией этнической общности и является этнопсихология.

Важным свойством и единственным этноразличительным эле­ментом в этнопсихологии является представление этноса о своем исключительном стремлении сохранить этническую обособлен­ность. Представления народа, его исторический опыт создают в итоге этническую специфику, которая оказывает большое воздей­ствие на материальную и духовную жизнь общества. Все это прояв­ляется в определении предмета этнопсихологических исследова­ний.

В науке встречаются сомнения относительно права на суще­ствование этнопсихологии- Одни отрицают её (позиция крайнего негативизма), другие считают, что она решает задачи, которые ста­вят себе другие науки. А третьих не устраивает само название этой науки. Подобные разногласия вызваны тем, что до сих пор суще­ствуют неясности в определении её предметной области, месте в системе других наук.

Существуют различные подходы к предмету нашего исследо­вания. Одни исследователи выделяют психический склад этничес­кой общности то есть этнически обусловленные формы и реакции на воздействия внешнего мира, определяемые их национальной принадлежностью (Бромлей Ю.В., Поршнев Б.Ф., Арутюнян СМ., Горячева А.И., Козлов В.И.).

Ученые отмечают особенности психического склада и поведе­ния людей. Например, Королев СИ. в предмет этнопсихологии включает не только систему определенных настроений, представле­ний, способов действий и отношений, но и функционально-процес­суальную сторону этих явлений. И это, прежде всего, этническая детерминация поведения человека. Другие говорят о национально-психологических особенностях психологии, которые воздействуют на поведение людей.

Предметная область этнопсихологии охватывает, кроме того, социально-психологические черты процессов и особенностей этни­ческого развития и межнационального общения. В связи с этим можно выделить следующие вопросы изучения этнических феноме­нов. Во-первых, это формирование сущности, закономерностей и функций этнопсихологии т.е. исследование её содержания в сферах культуры, образа жизни.

Другое направление этнопсихологических исследований связа­но с изучением социально-психологических явлений, возникающих в процессе межэтнического общения. А следующий круг вопросов охватывает изучение социально-психологических закономерностей развития национально-этнических общностей, этногенеза.

Таким образом, предметной областью данной науки является специфика проявления этнического сознания в различных формах деятельности, пути влияния на формирование личности. Причем не само по себе этническое самосознание общности, а установление связей между структурными компонентами самосознания опреде­ленных этнических групп.

1.2. Концептуальный аппарат этнопсихологии

Различия в подходах к определению предметной области эт­нопсихологии являются не только отражением дифференцирующих свойств и проявлений этнической общности, но и связаны с уров­нем концептуальной разработанности этой науки.

Концептуальный аппарат этнопсихологии составляют катего­рии и принципы научного познания. Категории — принципы, отража­ющие наиболее существенные связи, отношения изучаемых явле­ний. Исследование этнических явлений невозможно без разработки понятийного аппарата. Он определяется спецификой предмета» ко­торый можно представить в виде системы следующих составляю­щих:

1) понятия, связанные с существованием: этнос — нация — этни­ческая группа — этнические интересы — этническая психология — лич­ность — идентификация;

2) категории деятельности: этническая культура — деятельность — общение — традиции и т.д.

Каждое из этих понятий раскрывается через систему частных категорий. И с развитием этнопсихологических исследований будет возрастать потребность в расширении понятийного аппарата.

Так, понятие этнос {в узком значении слова) — исторически сло­жившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенно­стями языка, культуры, а также осознанием своего единства и отли­чия от других подобных образований т.е. самосознанием.

В русском языке понятию термина «этнос» соответствует в из­вестной мере слово «национальность». Последняя понимается как совокупность лиц одной принадлежности независимо от их терри­ториального размещения, но оно ограничено в применении к раз­личным общественно-экономическим формациям, Поэтому для разграничения данного понятия от слова «этнос» употребляется термин «этникос».

Понятие «нация» считается основной категорией теории этно­са. Нация определялась как духовно-психологическая общность, основанная на территориально-экономическом и историко-куль­турном единстве. Вместе с тем она предполагает и актуализацию социально-психологического момента через проявление сознания, ценностные ориентации, традиции.

В основу исследований национальной психологии должны быть положены объективные характеристики нации как формы обще­ственного развития. Поэтому она обуславливает своеобразие на­ционально-психологических особенностей протекания психических явлений, предполагает всестороннее взаимодействие нацио­нальных культур.

Эффективным методом познания в теории наций является сис­темный подход, согласно которому нация рассматривается как объективно существующая социальная система в общественной жизни. Гносеологическая форма ее отражения представляет собой систему понятий (понятийный аппарат), когда необходимо изучение связей между ними (то есть их структуру) и взаимоотношений с ок­ружающей средой. Развитие нации прослеживается, исходя из ее истории возникновения и становления.

Классики марксизма-ленинизма рассматривали национальное через призму классового. Психический облик нации определялся общественно-историческими условиями ее жизни и может быть по­нят только при историческом подходе. Признавая многообразие этнических признаков, они не допускали их абсолютизации. Хотя каждая этническая группа представляется уникальной, потому что любая из ее типичных черт характеризует и другие народы. По спра­ведливому мнению И.С. Кон, ни одна из своеобразных этнических свойств не является уникальной, а уникальна сама структура черт характера нации.

Общепризнанной категорией этнопсихологии является понятие психического склада нации. Как синоним употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», «нацио­нальная психология». Но понятия «психический склад нации» охва­тывает более широкий круг явлений, чем сами синонимы. Психичес­кий склад рассматривают как исторически складывающуюся сово­купность национального характера, индивидуально-своеобразных черт, традиций, обычаев, эмоциональных реакций.

В понимании Рогачева П.М., Свердлина М.А. термин «психичес­кий склад» означает характер устройства и организации чего-ни­будь, образ мыслей. Он отражает своеобразие истории, экономи­ки, политики и культуры нации. Это своеобразный национальный колорит мыслительных процессов и практических действий, устой­чивые национально-своеобразные черты.

По мнению Джандильдина Н., более подходящим считается по­нятие «национальный характер» (или «психология нации»), означаю­щее синтез неповторимых особенностей духовного облика народа. Здесь необходимо отметить, что хотя национальный характер от­ражает главное в психическом складе, но психический склад по объему всё же шире, чем национальный характер.

Чтобы лучше понять сущность и содержание данного феномена Саракуев Э. А., Крысько В. Г. предлагают более точный термин, ко­торый позволил бы объединить представления из общей, социаль­ной и этнической психологии. Речь идет о такой базовой категории этнопсихологии, как национально-психологические особенности, которую обязаны признавать другие науки как реально функциони­рующие особенности психологии представителей этнической груп­пы. Это понятие отражает в своем названии высшую ступень разви­тия всех этнических групп, а не только нации.

Из вышесказанного следует, что этнопсихология изучает зако­номерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей.

Понятие «национальная группа» охватывает родственную по происхождению, языку и близкую по культуре общность людей, которые составляют обособленную часть некоренной нации для дан­ного государства. Этническая группа, как часть этноса, объединяет людей слабо связанных между собой, но которые сохранили опре­деленные свои отличительные признаки (например, самосознание, язык).

Концептуальный аппарат этнопсихологии включает не только понятия, но и принципы познания. Основными являются принципы детерминизма, историзма, единства сознания и деятельности, исто­рического и онтогенетического в развитии психологии этнической общности, гносеологического и личностного подходов в изучении национально-психологических особенностей людей и психических явлений, принцип научности и т.д.

1.3. Межпредметные связи в системе научного знания

Принципы познания являются исходными теоретическими поло­жениями, выполняющими этнологические функции при проведении конкретных научных исследований.

Функцией методологических принципов является определение места психологических феноменов в общей взаимосвязи явлений окружающего мира. Исследуя взаимосвязь психологических фено­менов с другими явлениями, методология этнопсихологии решает проблему определения места этнопсихологии в системе других наук. Потребность в междисциплинарном подходе возникает тогда, когда необходимо дать глубокий анализ дисциплине, уточнить ха­рактер взаимосвязи с другими предметами. Тогда понятийный ап­парат, взятый из других наук, дополнит содержание конкретной на­уки, позволит по-своему переосмыслить термины смежных наук.

Дробижева Л.М., Кузнецова И.М., Кцоева Г.У. утверждают, что ни одна из существующих дисциплин не обладает готовыми воз­можностями (концептуального и инструментального характера) для исследования этнопсихологических феноменов. Наиболее опти­мальный путь в данных условиях — совместное комплексное изуче­ние этнических явлений.

Этнопсихология имеет междисциплинарный характер, так как от­дельные исследования этнического характера являются предметом изучения самых разных наук. Естественно, что на эмпирическом уров­не каждая наука использует свои специфические (традиционные) мето­ды исследования особенностей этносов. И в межпредметной области знаний не происходит механическое смешение смежных дисциплин.

Вместе с тем, по мнению Агеева В.С., междисциплинарный ста­тус оказывается неопределенным потому, что в этнопсихологии включены элементы, представляющие другие науки, а смежные с нею дисциплины сами охватывают ряд самостоятельных отраслей.

Как считают большинство ученых, этнопсихология возникла на стыке социальной психологии, этнографии, социологии. Все эти на­уки изучают национальные особенности психики человека. В част­ности, этнопсихология тесно связана с социальной психологией, Если она изучает процессы развития и функционирования обще­ственной психологии личности и социальных отношений (больших и малых групп), то этнопсихология -духовно-психологические черты этносов, их специфику и проявления в различных сферах деятель­ности, общения и в культуре. Поэтому этнопсихология является ветвью социальной психологии (Андреева Г.М., Бороноев А.О., ГаджиевА.Х., Дробижева Л.М., Дружинин В. Н., КрыськоВ.П, Кцое-ва Г.У., Павленко В.Н. и др.).

В данных условиях этнопсихологу необходимо исследовать и специфику социально-психологических проблем: внутригрупповых и межгрупповых отношений. Изучение общения в более широком плане также возможно благодаря союзу социальной психологии и этнопсихологии так как межличностные отношения этнической группы не ограничиваются контактами, а вплетены в систему обще­ственных отношений.

Этнопсихология тесно связана и с этнографией ибо у них один объект — этническая общность. Если этнография изучает народы,-их быт и культуру, ориентирована на описание объективированных со­держательных характеристик социальных и психологических явле­ний, этнопсихология осуществляет подход к этническим общнос­тям со стороны изучения их сознания, закономерностей его форми­рования, духовно-поведенческий анализ истории и жизнедеятель­ности общности и индивида.

Этнография изучает не психологическую, а этнокультурную специфику, отраженную в сознании, ценностных ориентациях и по­ведении. И понимание сущности этнических феноменов осмыслива­ется не на психологических, а на социологических закономернос­тях.

Отметим два направления в соотношении этнопсихологии и эт­нографии. Одно указывает на то, что этнопсихология является эт­нографической субдисциплиной (Решетов А.М.): специфика нацио­нально-психологических особенностей этноса в большей степени проявляется не в материальных объектах культуры, а в том, как представители данной этнической группы воспринимают окружаю­щий мир. Это проявляется в поведении личности и этнической общ­ности, в их языке, культуре.

Представители другого направления (основанное на том, что этнопсихология возникла на стыке социальной психологии и этног­рафии) считают, что этнопсихология еще не оформилась в самосто­ятельную дисциплину и представляет собой не обособленную от­расль социальной психологии, а скорее «психологизированную» эт­нографию (Королев С.И.). Этнопсихологию больше интересует то, что объединяет этнические общности, а не социальные элементы, которые одинаково характерны для различных этнических групп, находящихся на определенной ступени своего исторического раз­вития.

Этнопсихология связана и с общей психологией. Науки взаи­мосвязаны между собой. Они занимают промежуточное положение между общественными и естественными науками. Возможно ис­пользование в этнопсихологии понятийного аппарата общей психо­логии (деятельность, личность), но при этом необходимо учитывать своеобразие этнической общности и индивида.

Старовойтова Г. В. рассматривает этнопсихологию как специ­фический раздел общей психологии. Но, по справедливому мнению Дащцамирова А.Ф., нельзя сводить коллективно выработанные, сформированные на протяжении исторического развития общнос­тей и групп специфические общественные характеристики к их индивидуальным проявлениям.

Этнопсихология является основой этнопедагогики, которая составляет часть педагогической науки и занимается исследовани­ем своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспи­тания и обучения, традиционных для конкретных народов; сравни­тельным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; изучением закономерностей этнических явлений в про­цессе организации педагогического процесса, влияния националь­ной психологии на обучение и воспитание представителей различ­ных этнических групп.

Социология включает в себя более общий подход к этническим общностям, чем этнопсихология. Вместе с тем, в определенных ме­тодических подходах к этническому сознанию у них есть много об­щего. Общность рассматривается как социально-субъектное обра­зование.

Этнопсихология по своему содержанию близка к социальной антропологии. Она исследует человека как часть целого ее культуры, понимаемой как образ жизни определенной общности. Особой ее отраслью является психологическая антропология. В зарубеж­ной психологии вместо понятия «этнопсихология» употребляют тер­мин «кросскультурная психология» как сравнительное изучение психологических характеристик различных народов.

Представляет интерес точка зрения Леонтьева А.А., согласно которой если мы пытаемся анализировать социальную детермина­цию этнических явлений, их место в общественном сознании и их вли­яние на сознание, чем соотносить эти явления с другими сторонами деятельности, сознания, личности, тогда можно говорить о нацио­нальной психологии как одной из частей социальной психологии,

С другой стороны, можно использовать термин «этнопсихоло­гия», рассматривая его как часть общей психологии, абстрагируясь от непосредственных социальных последствий и путей социапьно-исторического генезиса этнических явлений, изучая историческую и этническую вариативность общепсихологических явлений, их взаи­мосвязь в аспекте индивида и личности. Для обеспечения целостной этнопсихологии необходимо единство общей и социальной психо­логии, но для этого надо еще создать интегральную психологичес­кую теорию.

Таким образом, наука этнопсихология тесно связана со всеми смежными науками. Но, как справедливо отмечают в своих исследо­ваниях Дробижева Л.М., Кузнецов И. М., КцоеваГ.У., при формиро­вании этнопсихологических знаний невозможна редукция предмета этнопсихологии к другим смежным наукам. По их мнению, в психо­логии затянулись дискуссии о том, какая из наук должна стать ба­зовой для этнопсихологии.

Итак, большинство ученых склонны считать этнопсихологию от­раслью конкретной дисциплины. Вместе с тем отметим, что они не всегда аргументированно доказывают свое утверждение. Так, Во­ронове А.О., Павленко В. Н. объясняют это тем, что социальная пси­хология проявляет особый интерес к этнической структуре обще­ства, роли сознания (этнического), этнической идентичности в соци­альных отношениях. Но ведь эти феномены интересуют не только социальных психологов, И правомерно ли включение этнопсихоло­гии в социальную психологию лишь на том основании, что нацио­нальные аспекты социальной группы, общества необходимо, по мнению Леонтьева А.А., изучать обособленно, в отрыве от этничес­ких аспектов и структуры психики, индивида?

Иной подход к определению места этнопсихологии в системе наук принадлежит Жарикбаеву К.Б., Дашдамирову А.Ф., Кузнецову И.М. Они считают, что этнопсихология является самостоятельной научной дисциплиной. В свое время еще Шпет Г. Г, утверждал, что не решается вопрос: почему этнопсихология должна стать основой по отношению к другим социальным наукам. Противники данного подхода ссылаются на неопределенность проблематики этнопсихологии, недостаточный уровень методического аппарата. Все это было характерно для нее на стадии возникновения. Но ведь известно, что становление науки — это длительный процесс, который охватывает целые десятилетия. В последнее время увеличилось количество исследований, в которых появились содержательные проблемы. Конечно, этнопсихология как научная дисциплина может использовать в своей теории и экспериментальных исследованиях те достижения, которые были накоплены и в других науках, но базироваться должна на принципах и закономерностях психических явлений с учетом этнического своеобразия их проявлений.

LEAVE A COMMENT

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.