Эпоха Саков

Эпоха Саков. Эта глава посвящается племенам, которых называли по-разному: скифами, саками, массагетами, савроматами и т.д. Жили они в 1 тыс. до н.э. на территории современного Казахстана, но связи поддерживали со многими странами древнею мира- Ассирией, Мидией, Египтом и др. Вот что пишут об их образе жизни их соседи греки:» … а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесными, а другие — шестиколесные, они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам, одни с двумя, другие стремя отделениями, они непроницаемы ни для воды, ни для снега, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две или потри пары волов.. В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят   верхом на лошадях, за ними идут стада овец, коров и табуны лошадей. На одном месте стоят столько времени, пока хватает травы для стад, а когда ее не хватает, переходят на другую местность. Сами они едят мясо, пьют кобылье молоко. Таковы образ жизни, обычаи-скифов». О происхождении саков существует легенда, переписанная греческим историком Геродотом, по которой скифы произошли от Геракла Греки Гераклом называли богатырей, героев:

«Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в страну, которого-то занимают скифы, и которая тогда еще не была населена … и так как его застигла вьюга и мороз, то он закутался в львиную шкуру и заснул, а в это время его лошади каким-то чудом на пастбище исчезли. Проснувшись, Геракл стад искать их и, исходив всю землю, пришел, наконец, в так называемое Полесье, тут он нашел в пещере смешной породы существо, полудеву-полузмея, у которой верхняя часть тела была женская, а нижняя змеиная. Звали ее Эхидной, Увидев ее и изумившись, Геракл спросил, не видели ли она где-нибудь заблудившихся кобылиц; на это она ответила, что кобылицы у нее, но что она не отдаст их ему прежде, чем он не женится на ней; и Геракл женился на ней за эту плату, но она все откладывала возвращение лошадей, желая как можно дольше жить с Гераклом, тогда как последний желал получить их и удалиться. Родила она трех сыновей и спросила: «Расскажи, что мне делать с ними, когда они вырастут: поселить ли здесь (я одна владею этой страной), или отослать». Герам, говорят, сказал ей в ответ: «Когда ты увидишь сыновей возмужавшими, поступи лучше всею так: посмотри — какой из них натянет вот так этот лук и опояшется по моему этим поясом, то предоставь тому для жительства эту землю, а который не в состоянии будет выполнить предлагаемые мной задачи, того вышли из страны. Поступая таким образом, ты и сама останешься довольна и исполнишь мое желание». При этом Геракл натянул один из луков (до тех пор он носил два). Показал способ опоясывания и передан ей лук и пояс с золотой чашей на конце пряжки. Он же, когда родившиеся у нее сыновья возмужали, дала им имена, одному — Агафирс, следующему — Гелон, младшему — Скиф, а потом, помня завет Геракла, исполнила поручение. Двое из ее сыновей. Агафирс и Гелон, оказавшись неспособными исполнить предложенный подвиг, были изгнаны родительницей и удалились из страны, а самый младший Скиф, исполнив задачу, остался в стране. От этого гераклового сына Скифа и произошли все правящие скифские цари, а от чаши Геракла — существующий до сих пор у скифов обычай носить чаши на поясах. Так рассказывают живущие у Понта (Черное море) эллины». Существовало и другое предание, объясняющее происхождение ранних кочевников, от первочеловека Таргитая.» Скифы говорят,, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая называли Зевса и дочь реки Борисфена. Такого происхождения был Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колоксай. При них упали с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев первым увидел эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось По его удалении, подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допускало их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и Колоксай отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство».

.
.

Саки были очень воинственны, они постоянно враждовали со своим соседом, страной персов. Об этой вражде в народе сохранилось множество легенд: «Царь персов Дарий вторгся со своим огромным войском на землю скифов, ио скифы, завидев его, не принимали открытого боя и уходили вглубь страны. Дарий послал к скифскому царю гонца с заявлением: «Чудак, зачем ты убегаешь от меня, если ты в силах сразиться, то сразись, если же признаешь себя слабым, то приди к своему царю с землей и водой». На это царь скифов ответил: «Скифы не убегают от персов, а действуют как всегда. Скифы не стремятся сразиться с персами, так как они не имеют ни городов, ни поселков, нет ничего, что могли бы персы захватить. Если хотите сразиться — разрушьте гробницы предков». И послал он вместо земли и воды царю персов другие дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Дарий, увидев дары, сказал: «Скифы отдаются мне с землей и водою. Мышь водится в земле, лягушка живет в воде, птица наиболее походит на лошадь, а вместе со стрелами скифы передали мне свою военную храбрость». Но ему возразил старый мудрый перс по имени Гобри: «Если вы персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно лягушкам не ускачете в озера, или подобно мышам не скроетесь в землю, то не вернетесь   назад под ударами этих стрел». Не только мужчины, но и женщины кочевых племен отличались храбростью. Особенно савроматские женщины. Одна из легенд скифского периода рассказывает о том, что они являются потомками знаменитых женщин воительниц-амазонок. Именно поэтому савроматские женщины «исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду. Относительно брака соблюдается у них следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага, некоторые из них умирают в старости   безбрачными, потому что не могли выполнить этого требования. Доказательством воинственности и мудрости сакских женщин является общеизвестная, знаменитая легенда о сакской царице Том ирис, отомстившей персидскому царю Киру за своего сына Спаргаписа. Во главе сакских племен стояли цари, они решали вопросы мира и войны. Во время войн они возглавляли войско. При решении важных вопросов цари созывали народное собрание. В этих собраниях участвовали все взрослые- мужчины страны. Между племенами саков часто возникали столкновения из-за территории. Каждое племя имело собственную территорию, название, веру в родовые культы, а также свои обряды. Основная  часть степного населения занималась кочевым скотоводством.

.

Саки, живущие на побережье реки Чу, Или, Таласа, занимались земледелием и бахчеводством: Они сеяли пшеницу и обменивали ее у кочевников на продукты скотоводства. В каждом селении, роду были ремесленники, ювелиры, мастерство которых до сих пор удивляет весь мир, Они создали непревзойденные в мире предметы искусства так называемого «звериного стиля», вплоть до вещей, необходимых в повседневном быту, украшая их орнаментом в виде различных диких животных: грифов, оленей, диких лошадей, львов …

Ранние кочевники особо верили в загробную жизнь. Археологи рядом с курганом человека находят малые курганы, где хоронили его лошадь, а уздечку вкладывали в руку человека. Курганы вождей отличались гигантскими размерами и богатством предметов, найденных в них. Во многих курганах найдены материи, привезенных с Востока, свидетельствующие о развитии торговли с другими странами, много керамической посуды. Особое место в захоронениях занимало оружие: прямые мечи, луки, стрелы. Они в большом количестве встречаются и в курганах мужчин, и в курганах женщин.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.