Этапы борьбы казахского народа за независимость

Главная » Рефераты на русском » Этапы борьбы казахского народа за независимость

Идея борьбы за независимость за всю богатую историю Казахстана была одной из ключевых. В своей многосложной и многострадальной судьбе казахскому народу приходилось вести постоянную борьбу за сохранение и развитие национального достоинства, за независимость, за государственность, за единство в условиях межродовых усобиц и феодально-колониального гнета. Стремление обратиться к истокам казахской национальной идеи независимости, к ее политическим предпосылкам, проанализировать обстоятельства возникновения идеи борьбы за независимость в Казахстане, ее развитие является главной целью этой статьи. Первоначальный этап связан с именем Касыма сына Джанибека-одного из наиболее видных казахских ханов, при котором быстро шел процесс «собирания земель». Реальное усиление личной власти Касым хана приходится на начало XVI в. Мирза Хайдар связал время усиления Касым султана со смертью его брата Адик султана, последовавшей вскоре после захвате Шейбани ханом Ташкента в 1503 г. Несмотря на то, что реальная власть в ханстве фактически находилась в его руках, Касым султан как дальновидный политик был осторожен, умел выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса [1]. После восшествия Касыма на ханский престол наиболее активным противником в регионе Туркестана оставался правитель Мавераннахра Мухаммед Шейбани хан. Он старался военными и экономическими мерами всячески противодействовать продвижению Касым хана в туркестанские города, не допустить казахов в Мавераннахар. Он также пытался отстоять присырдарьинские города в южной части Туркестана. Касым хан, в свою очередь, как и Шейбани, видел в присырдарьинских городах экономическую и военную опору своей власти над населением кочевых районов.

Гибель Шейбани хана в конце 1510 г. и последовавшая за этим борьба правителей узбеков Шейбанидов с Тимуридом Бабуром отвлекли внимание постоянных соперников казахов от Туркестана. Касым хан не преминул воспользоваться этими обстоятельствами для укрепления своей власти над Южным Казахстаном. Вскоре под власть казахского хана перешел самый крупный город Присыдарьи Сайрам. Он предпринял попытку овладеть Ташкентом. После того, как в 1511 г. Касым хан пришел к власти, Казахское ханство стало называться Касымовским ханством. Во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. При нем Казахское ханство, получив дальнейшее развитие и усилив политическое влияние, превратилось в сильное и централизованное государство. По свидетельствам отечественных историков, в тот период происходит расширение территории ханства до почти полного ее совпадения с этническими границами расселения казахов. Свою известность и политическую мощь на европейской арене Казахское ханство получило именно во время правления Касым хана. Первым крупным государством, установившим свои дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Именно в это время казахи стали известны в Западной Европе как отдельная этническая общность. По данным поздних авторов аль-Гаффари, Хасан бека Румлу и др. Касым хан умер в 930 году хиджры, т.е. в 1523-1524 гг. По словам автора начала XVII в. Кадырали-бека, Касым хан скончался в г. Сарайчуке, на берегу р. Урал [1]. Похоронили его в древнем пантеоне золотоордынских ханов.

.

Перед смертью он вызвал старшего сына Мамаша и поведал ему: Где есть жизнь, смерть неизбежна. Я нахожусь в преклонном возрасте. После моей смерти не будоражьте народ, не терзайте его борьбой за власть. Моя мечта сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать как другие государства, а ядра – молнии пусть стреляют по праздникам. Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа! Отбившийся от стада попадает в пасть волку, отделившись, племена доступны врагу. Другим борцом за независимость казахского народа в период российской колонизации был Кенесары Касымулы казахский султан, хан Среднего жуза. Он родился в 1802 году, умер в 1847 году. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымулы ханского титула. Ядром войск были ближайшие родственники Кенесары, основной же военной силой батыры его родов. В течении около десяти лет Кенесары боролся против регулярных царских войск и группировки ага-султанов. Первая половина восстания была ознаменована множеством побед, в том числе блестящим взятием царской Акмолинской крепости (ныне Астана, столица Казахстана). Часть восстания Кенесары в Младшем жузе чуть было не сомкнулось с восстанием «двух лютых волков» Исатая и Махамбета, которое тем временем пылало на западных рубежах Младшего жуза, в Букеевской Орде.

.

дных рубежах Младшего жуза, в Букеевской Орде. В борьбе, возглавляемой Кенесары Касымовым, отдельные представители царской администрации подчеркивали особый характер событий по сравнению с другими выступлениями казахов и выделяли личность руководителя [2]. На пике своего освободительного движения Кенесары контролировал практически весь Казахстан. Кенесары успешно воевал не только с российскими войсками, но также и с южными агрессорами Кокандским и Хивинским ханствами. Он почти полностью воссоздал государство своего деда Абылая. Российские войска, казачество уже не могли безнаказанно измываться над казахским населением. Хан Кене стал защитой и опорой для своего народа. В те дни его войско насчитывало до 20 000 джигитов, было огнестрельное оружие, несколько пушек [3]. В 1847 г. Кенесары покинул пределы Среднего жуза, рассчитывая улучшить свое положение завоевательными походами в Киргизию, которые вызвали отпор киргизов. В разгар безнадёжной битвы погиб брат хана батыр Наурызбай, сам Кенесары попал в плен и вскоре был мучительно убит. По преданию, когда Кенесары окружили и подняли его на копья, пронзённый ими, умирая, хан воскликнул: «Я все равно выше вас на высоту копья!». Узнав о смерти Кенесары, современник хана, певец Нысанбай сочинил песню-плач: Камни, рыдайте! Потухни, заря! Рухните, гордые скалы отвесные! Смолкни, веселая песня ручья! Нет Кенесары, посланника неба — Мертвый он… теперь поругание Над трупом свершают алхеды, Стихни, ветер свободный! Свои песни забудьте, акыны… Слышится плач и тишь надгробная, Степь потеряла лучшего сына. Так плакала двухструнная домбра Нысанбая [4]. Восстание казахов 1837-1846 годов под предводительством хана Кенесары было справедливым актом протестом, направленным против захватнической колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств. Оно имело национально-освободительный характер с целью воссоздания государственности и сохранения территориальной целостности исконной земли казахов. Будучи вождем движения и горячим патриотом своей отчизны, Кенесары Касымулы в трудный час испытаний для своего народа проявил себя как выдающийся государственный деятель, незаурядный полководец и одаренный дипломат своей эпохи, посвятивший свою жизнь делу борьбы за свободу и независимость казахской земли. Образы Кенесары и его соратников всегда живы и будут жить в памяти народа, вызывая гордость потомков. Время неумолимо идет вперед, выдвигая совершенно новые методы и средства борьбы за независимость. С начала ХХ в. на политическую арену вышли национальная интеллигенция, новая политическая элита, носители новых идей, для которых хан Кене служит идеалом преданности интересам народа. На следующем этапе в начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. Её представители были выходцы из различных слоев общества, в первую очередь из традиционной степной аристократии. Необходимо отметить, что становление интеллигенции в казахском обществе к началу ХХ века приняло характер эстафеты поколений.

.

Одной из главных задач своей деятельности они считали не только сохранение национальной самобытности казахского народа, воспитание национальных чувств, но и воссоздание казахской государственности. Новое поколение казахской интеллигенции стремилось к выражению общенациональных интересов, преодолению клановых, родовых предрассудков. Демократические идеи, нашедшие выражение в программе «Алаш-Орды», наглядно показывают, что их авторы придерживались общечеловеческих ценностей и были в полном смысле слова одними из передовых и гуманных деятелей своего времени. На съезде, проходившем 5-13 декабря в Оренбурге, был принят проект программы партии «Алаш». Но впервые он был опубликован 21 ноября 1917 года в газете «Казах» и назывался «Алаш партиясынын программасын жобасы». Составителями были Букейханов, Дулатов, Гумаров, Турмухамедов, Жундибаев, Биримжанов – весь свет казахкой интеллигенции. Принимал участие в составлении программы и Акпаев – первый магистр казахских прав. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Таким образом, мы видим, что важнейший документ «Алаш-Орды» воочию доказывает, что партия не являлась ни националистическим, ни сепаратистским, ни антинародным движением. Время расставило все на свои места, и сегодня мы убеждаемся в том, что «Алаш-Орда» была истинным выразителем интересов казахского народа. Лидеры алашской интеллигенции последовательно стремились к двум целям: созданию автономной казахской государственности и сохранению межнационального согласия. Они стремились создать автономию вместе с русским населением. Большая заслуга алашского национального движения заключается в том, что оно не сопровождалось межнациональной рознью. Хотя интеллигенты середины ХIХ – начала ХХ вв. не успели создать казахскую государственность, они сумели утвердить культурную самостоятельность казахов как нации. Тем самым они создали предпосылки становления казахской государственности, они были истинными борцами за независимость, но их представление о независимости отличались от взглядов Кенесары, Толе би, Абылай хана, те стремились создать независимость казахской земли, а алашордынцы стремились обеспечить независимость Казахстана в огромной зависимости от России. На пути к независимости Казахстан двигался и в советский период. Стоит вспомнить Целиноградские события и события 1986 года. Они сыграли существенную роль в развитии национального самосознания казахов. Декабрьские события 1986 года, по словам первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, положили начало обретению Казахстаном независимости и суверенитета: «Декабрьские события 1986 года показали, насколько выросло самосознание казахской молодежи. Она первой преодолела страх перед тоталитарной системой, которая почти столетие заставляла жить народы в казарменном режиме. Молодежь от имени своего народа открыто заявила, что больше не допустит попрания чувства национальной гордости, присущего любой нации». Столкнувшись с быстро растущим числом заявлений с просьбой о разрешении переселения в Германию, центральная власть СССР попыталась найти выход из положения в создании «новой Родины» – Немецкой автономной области в Казахстане. Но эта идея потерпела неудачу из-за того, что в Целинограде накануне ее осуществления поднялись волнения казахской молодежи. 16 июня 1979 г. в центре Целинограда собралась большая группа казахской молодежи с транспарантами: «Казахстан неделим!», «Нет немецкой автономии!» Отметив, что Казахстан является родиной не только казахов, но и русских, украинцев, татар, представителей других национальностей, ораторы заявили, что создание государства в государстве, не считаясь с мнением проживающего здесь населения, невозможно и противоречит законам. На демонстрации 19-го июня число ее участников увеличилось до нескольких тысяч человек; кроме студентов, к движению присоединились пожилые люди и ветераны войны с орденами. В конце концов ЦК КПСС отказался от создания Немецкой автономной области в феврале 1980 г. Целиноградские события сломали эти планы.

Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана. На повестке дня стоял организационный вопрос выборы первого секретаря ЦК КПК. Первым секретарем, вместо отправленного на пенсию Д. Кунаева, был единогласно избран Г. Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате начались демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошли в историю как Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных. Начались массовые беспорядки [5]. Утром 18 в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС 52, из ВЛКСМ 758. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы [5]. 25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма». Только через три года, в 1989 году, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС. В июле 1989 года была создана Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР, по рассмотрению обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями. В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета КазССР были опубликованы. Они гласили: «Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции [6]. Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы. Непосредственным толчком к выступлению молодежи послужило оскорбительное по форме назначение Г. Колбина первым секретарем ЦК КПК, которое было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающие жизненные интересы населения республики. На протяжении долгого времени, в период колониальной зависимости у народа Казахстана была отнята его история, знание своих корней и предков. Колониальный режим диктовал историю в своих корыстных целях, проводил политику восхваления метрополии и одновременно истреблял у народа чувство национального самосознания и патриотизма. Казахский народ так же, как и другие народы, в многовековой и упорной борьбе отстаивал и будет отстаивать право на уважение своего национального достоинства.

В вышедшей в 1999 году книге Н. А. Назарбаева «В потоке истории» говорится: «Мы строим полиэтичое государство с равными правами и возможностями для всех. В этой роли Президент страны, как гарант Конституции, несет ответственность перед всем народом Казахстана, перед всеми 130 национальностями и народностями». Как далее пишет Н. А. Назарбаев, история имеет трудно определимое «вещество истории», «что зовется национальным духом». «Побудительным толчком обращения к некоторым фундаментальным урокам прошлого, отмечает Президент страны, послужила задача «суметь вписать» огромное тело национальной культуры на очередном крутом вираже в полотно истории. В то же время движение на этой огромной и динамичной «магистрали современности» не позволяет пользоваться архаичными методами. Иначе в поисках прошлого можно утерять будущее» [7]. В основе нашего суверенитета, суверенитета РК, лежит национально-патриотическая идея независимости. Именно она двигала народ Казахстана еще со времен Кенесары Касымулы и алашордынцев к сегодняшнему дню. Именно эта идея сплачивала казахов в их борьбе против политики царизма и тоталитарной системы бывшего Советского Союза. Именно она определяла и определяет характер нового государства Казахстан после распада СССР. Каждое поколение имеет право по-своему интерпретировать историю, и не только имеет право, пишет К. Поппер, а в каком-то смысле и обязано это делать, чтобы удовлетворять свои насущные потребности. Мы хотим знать, как наши беды связаны с прошлым, и найти пути решения того, что, согласно нашим чувствам и нашему выбору, является нашими главными задачами. По утверждению этого ученого, сама история определяет наши проблемы, наше будущее и даже наши точки зрения. Мы устремляем взоры в свое прошлое, чтобы лучше увидеть настоящее.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.