Исследование истории политической мысли Древнего Востока

Home » Рефераты на русском » Исследование истории политической мысли Древнего Востока
Рефераты на русском Комментариев нет

Глобальные проблемы человечества по-новому поставили вопросы планетарной связи развития политико-правовой мысли с ее проявлениями в различных культурах. Это повышает актуальность источниковедческих историко-правовых исследований, особенно обобщающих и ком-паративистских. С позиций компаративистики можно уяснить, что историко-хронологический разрыв в возникновении и развитии политической и правовой мысли или одновременность ее становления не является свидетельством изолированности различных локальных цивилизаций друг от друга. В локальных цивилизациях возникают и развиваются такие политико-правовые учения, которые в своей уникальности отражают всеобщую связь и взаимодействие правовой и политической мысли. Одной из локальных цивилизаций, имеющей большое значение является Восток. Понятие «Восток» появилось впервые в Европе еще в античную эпоху. Именно древние греки мысленно разделили человечество на «Запад» и «Восток». Взаимное восприятие Востока и Запада обуславливалось историческими процессами Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего периодов. Особенности в облике восточных и западных обществ заключают в себе типологические, стадиальные, культурно-исторические направления развития. Показать, как возникает и развивается, проявляет себя политическая и правовая мысль в необычайно богатой и уникальной истории восточных народов исследовательская задача ученого.
В 2007 году в издательстве юридического факультета Издательского дома Санкт-Петербургского государственного университета вышел в свет труд доктора юридических наук, профессора, обладателя титула «Профессор года в сфере юриспруденции» [1] С.Ф. Ударцева «История политических и правовых учений. Древний Восток: Академический курс» [2].
Работа состоит из предисловия, двух больших разделов; восьми глав; параграфов внутри глав; каждая глава содержит приложения – извлечения из памятников политико-правовой мысли; заключение; примечания к предисловию и каждой главе; списка литературы – источников, справочников, монографий, статей. Деление на главы соответствует этапам мировой истории.
Труд посвящен светлой памяти учителей и наставников ученого – Айдарата Нурекелевича Таукелева и Натальи Михайловны Пирумовой.
Айдарат Нурекелович Таукелев (1 декабря 1927 г. Егендыбулакский (ныне Каркаралинский) район Карагандинской области [3] – 16 сентября 2003 г. Алматы), кандидат юридических наук, профессор, первый профессиональный исследователь истории политической и правовой мысли в Казахстане, учитель, научный руководитель кандидатской диссертации С.Ф. Ударцева, первого доктора юридических наук в Казахстане, защитившего докторскую диссертацию по истории политической и правовой мысли.
А.Н. Таукелев окончил Алма-Атинский юридический институт Народного комиссариата юстиции Казахской ССР (АЮИ) (1943-1947 гг.), аспирантуру (1947-1950 гг.) данного института по специальности «История политических учений». Работал в Алма-Атинском юридическом институте, Секторе философии и права АН КазССР. С 1950 г. Таукелев работал преподавателем и с 1955 г. – старшим преподавателем кафедры теории и истории государства и права АЮИ и был сокращен при ликвидации института и преобразовании его в том же 1955 г. в юридический факультет КазГУ. После того, как его, молодого кандидата наук, отказались принять на преподавательскую работу в ряд других институтов, где были вакансии, а если случайно сначала и при-нимали (как во Фрунзе), то через несколько дней просили написать заявление об увольнении, он согласился на предложение Генеральной прокуратуры поехать в Гурьев (совр. Атырау) работать помощником прокурора Гурьевской области по гражданско-судебному надзору (1955 – 1957 гг.). В 1958 г. реорганизованный ученый совет юридического факультета КазГУ избрал Таукелева по конкурсу на должность старшего преподавателя, а через несколько лет – доцента. С 1958 по 1994 гг. работал на юридическом факультете КазГУ старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой. Патриарх юридического образования Казахстана, учитель А.Н. Таукелева предлагал его на должность декана, а в переломные годы перестройки он был избран единогласно секретарем партийной организации преподавателей и студентов юридического факультета [4].
В КазГУ А.Н. Таукелев читал лекции по истории политических и правовых учений, истории государства и права казахов. С.Ф. Ударцев отмечает, что вгоды работы в КазГУ Айдарат Нурекелевич сыграл видную, если не сказать решающую роль (вместе с работавшими на кафедре на штатной основе или по совместительству Л.В. Дюковым, С.З. Зимановым, С.С. Сартаевым (ставшим заведующим кафедрой с 1977 г.), М.Т. Баймахановым и др.) в формировании современной казахстанской школы преподавания и исследования теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, в становлении и развитии традиций этой школы, которая в настоящее время включает уже три поколения ученых и педагогов.
С момента создания Казахского государственного юридического института (КазГЮИ), позже университета, профессор А.Н. Таукелев трудился в новом учебном заведении на кафедре теории государства и права. Он — организатор и первый заведующий (по ноябрь 1995 г.) первой в республике специальной кафедры теории государства и права, прекрасный наставник молодых преподавателей. Почти полвека научной и научно-педагогической деятельности А. Н. Таукелев читал десятки курсов лекции по истории политических и правовых учений и истории государства и права Казахстана студентам нескольких поколений ряда учебных заведений (Алма-Атинского юридического института, юридического факультета КазГУ, Гуманитарного университета им. Д.А. Кунаева, Казахского государственного юридического института и Казахского государственного юридического университета) на казахском и русском языках. Его лекции — живая мысль, интеллектуальная связь современного общественного сознания с наследием предков, раскрывающая сокровища прошлого опыта человечества для объяснения дня сегодняшнего и будущего. Профессор Таукелев — автор и соавтор разделов в нескольких учебниках и учебных пособиях 1950 — 1990-х гг. по истории политических и правовых учений [5], истории государства и права Казахстана, истории государства и права России для студентов-юристов, опубликованных в Алматы и в Москве, учебного пособия на казахском языке по теории государства и права, рекомендованного к изданию Ученым советом КазГЮУ в 1997 г.
А.Н. Таукелев был ведущим специалистом по истории казахской политической и правовой мысли, внесшим большой вклад в разработку актуальных проблем истории политических и правовых учений Казахстана [6]. А.Н. Таукелев первым на уровне диссертационного исследования стал заниматься исследованиями политической и правовой мысли Казахстана. Он разрабатывал проблему «Общественно-политические воззрения великого просветителя и мыслителя Абая Кунанбаева» [7]. Научным руководителем ученого был патриарх казахстанской юриспруденции Л.В. Дюков. А.Н. Таукелевым были рассмотрены новые и некоторые ранее неизвестные страницы политической и правовой мысли, он был лидером в исследовании истории политической и правовой мысли Казахстана дореволюционного периода, им были впервые исследованы политические идеи многих деятелей и мыслителей казахского народа разных исторических эпох — А. Кунанбаева, Срыма Датова, аль-Фараби, Бухара жырау, Ч. Валиханова, казахская общественная мысль XVII — XVIII вв., политические идеи Младшего жуза и т.д [8].
Его труды по истории государства и права, истории политической и правовой мысли Казахстана 1950-1990-х гг., лекции, научные сообщения и беседы — явились одной из основных составляющих, формировавших современное историческое сознание многих юристов — практических работников, научных сотрудников, преподавателей высших учебных заведений Казахстана второй половины XX в. Не секрет, что многие социально-политические и философские идеи, которые осмысливались юристами, философами и политологами республики, первым проговаривал, публично озвучивал, развивал, ставил «неудобные» вопросы сначала, как правило, в небольших аудиториях именно он — Таукелев. Он высказывал идеи об активной роли сознания, идей и упрощенности их сведения к сталинским схемам базиса и надстройки. В условиях апологетической направленности юридической науки застойного времени говорил о возможности «агонистических противоречий при социализме и войн между социалистическими странами как формы разрешения противоречий. Предлагал многоаспектную классификацию власти и ее исторических форм. Обращал особое внимание на критические идеи творческого марксизма, новейшие концепции социологии и политологии XX в., свидетельствовавшие об углубляющемся несоответствии официальной идеологии так называемого «реального» социализма с действительностью и т.д.
Ему судьбой было предначертано будить мысль современников, открывать людям глаза на политическую систему, правовой режим, глубинные смыслы явления под названием Право… А.Н. Таукелев – видный представитель поколения первых разработчиков общих теоретических и исторических проблем правоведения в Казахстане. С.Ф. Ударцев пишет, что А.Н. Таукелев «…в чем-то романтик, где-то немного благородный Дон Кихот. В то же время это – человек с ярко выраженной гражданской позицией, критически, философски и глобально мыслящий, мудрец, постигший горизонты грядущего и понимающий пределы возможностей общества, отдельных людей, задачи эпохи. Его анализ событий и явлений в научных сообщениях, беседах вмещает много смыслов, оттенков. Это – анализ современности с учетом многопланового знания истории с ее устойчивостью и неустойчивостью, прямолинейным и зигзагообразным развитием, повторяемостью и уникальными ситуациями, зонами «повышенного давления» эпох больших перемен и разряженным пространством эпох застоя… Таукелев – человек с богатым внутренним миром, безбрежным космосом идей и знаний, наследник лучших традиций свободолюбивой казахской политической мысли, казахский интеллигент, болеющий за судьбу своего народа, нации, бережно хранящий национальные интеллектуальные ценности, историю казахского народа. Ему свойственны трезвый взгляд на прошлое, настоящее и будущее общества и государства, антитоталитарная и либеральная позиция, привлекающая окружающих, молодежь своей убедительностью, простотой и естественностью. Общественная деятельность, личность и гражданская позиция Таукелева, способствовали реформированию юридического образования, формированию и утверждению новых демократических ценностей, творческих идей, сыграли важную роль в форми-ровании профессионального сознания юристов накануне и в период становления независимого Казахстана.
А.Н. Таукелев был истинным патриотом своей Родины, стойким приверженцем свободолюбивых взглядов, глубоко порядочным и принципиальным человеком. Верность однажды избранным идеалам отразилась на его личностных и профессиональных качествах, выборе им постоянного места службы – юридическом институте, юридическом факультете, вновь созданном юридическом институте и, наконец, юридическом университете. Каждое из этих образовательных учреждений было для своей эпохи флагманом высшего профессионального юридического образования Казахстана, как сам А.Н. Таукелев в истории казахстанских исследований политической и правовой мысли.
Наталья Михайловна Пирумова (август 1923 г. – 8 апреля 1997 г.), доктор исторических наук, исследователь в области теории анархизма. С 1962 г. судьба Натальи Михайловны была связана с Институтом истории Академии наук СССР. Она стала ответственным секретарем «Исторических записок». Помимо интенсивной редакторской работы, Н.М. Пирумова увлеченно занималась собственными исследованиями. В 1960-е гг. она опубликовала за десять лет около 65 печатных листов собственных сочинений, в том числе, книгу о Михаиле Бакунине, вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей» [9]. Н.М. Пирумова посвятила изучению жизни и деятельности М.А. Бакунина несколько десятилетий жизни, и потому ее труд был обширным, фунда-ментальным, оригинальным и основательным в научном плане [10]. В 1960-е гг. были изданы многочисленные статьи в журналах «История СССР», «Вопросы истории», «Наука и жизнь» и в различных энциклопедических изданиях. В этот же период к Н.М. Пирумовой приходит профес-сиональная известность в среде либерально настроенной московской интеллигенции. Это было связано с тем, что вместе с Ю.И. Коротковым она стояла у истоков, а потом была редактором весьма популярного в 1960 – 1970 гг. альманаха «Прометей», позже была в числе организаторов ныне очень популярного журнала «Родина» [11].
В числе ее любимых героев был П.А. Кропоткин. В своих работах о нем, в том числе в моног-рафии, вышедшей в 1972г. [12], Н.М. Пирумовой удалось дать свежую, свободную от догмати-ческих рамок, концепцию теории анархизма, выработанной князем Кропоткиным, и воскресить забытую идею взаимной помощи, которая, по мысли Кропоткина, лежит в основе эволюции всего живого. Н.М. Пирумова горячо чтила память Кропоткина, ежегодно навещала его могилу на Новодевичьем кладбище.
С 1970-хгг. Н.М. Пирумова стала активно разрабатывать историю земства в России. Думается, что в немалой степени это отразило ее собственные политические воззрения – она отличалась человеколюбием и считала совершенно неприемлемыми и антагонизм, и гонения на основе иде-ологических различий. Земское движение совершенно определенно привлекало ее как модель не-насильственного изменения российского общества по пути демократических преобразований на основе местного самоуправления и гражданских инициатив в экономической и социальной сферах. В издательстве «Наука» увидели свет две монографии Н.М. Пирумовой об этом – «Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция» (1977, защищена в качестве докторской диссертации) и «Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе» (1986). Обе работы получили большой научный и общественный резонанс, а интерес к ним вышел далеко за рамки академического, одновременно сделав работы Н.М. Пирумовой классикой мировой русистики. Широкие научные и человеческие контакты связывали ее с историками США, Великобритании, Германии. Франции. Италии, Японии и Индии. Благодаря ее энтузиазму прошло несколько международных конференций, отличавшихся большим размахом и академическим профессио-нализмом. Несомненна заслуга Н.М. Пирумовой в том, что в начале 1990-хгг. идеи общественного самоуправления стали широко обсуждаться, при этом Наталью Михайловну неоднократно привлекали в качестве квалифицированного эксперта и современные представители российских властных структур. Как и в прежние годы, в последнее десятилетие она с большой душевной ще-дростью продолжала общественную деятельность. Много сил Н.М. Пирумова отдавала Москов-скому историко-литературному обществу «Возвращение», которое, начиная с 1970-х гг. (сначала тайно, а потом явно), готовило и издавало документальные материалы узников ГУЛага.
В то же время ей были свойственны уважительное отношение к людям, даже тем, чью позицию она не склонна была разделять, и терпимость, в том числе к чужим недостаткам. Коллеги отмечали ее умение сочетать принципиальное отстаивание собственной позиции с неконфлик-тностью. Василий Антонов писал: «…как ни странно, я не могу вспомнить ни одного серьезного конфликта между Н.М. Пирумовой и ее авторами, часто весьма именитыми и амбициозными, рецензентами и, наконец, руководителями издательства. Здесь, вероятно, срабатывал ее научный авторитет, редакторское умение и такт» (I-206). Помимо собственных исследований, Н.М. Пиру-мова активно помогала и молодым историкам. Одна из ее учениц пишет, что к Н.М. Пирумовой «приходило множество молодежи. Приходили с текстами диссертаций, статей, тезисов и диплом-ных работ. У многих были «свои» научные руководители, зачастую руководившие формально. Молодым же нужна была реальная непредвзятая оценка их работ, совет и подсказка. Поэтому они приходили и ехали к Наталье Михайловне, которая никогда никому не отказывала.» (I208-209) Под ее руководством было защищено более 20 кандидатских диссертаций, а кроме того были еще десятки ученых, советских и зарубежных, которым он помогала советом, оказывала совершенно безвозмездную, но неоценимую профессиональную помощь. «Не обладая никаким ораторским даром в выступлениях, она была одарена в личном общении таким изяществом свободного и глубокого ума, таким юмором и заражающим жизнелюбием, такой открытостью и доброжелательностью, что осталась в памяти не как исследователь, а скорее как личный друг Александра Герцена, Михаила Бакунина, Михаила Осоргина (творчество которого очень любила), тех же земских деятелей». С.Ф. Ударцев отмечает, что Пирумова «была весьма влиятельной личностью. Это влияние не зависело от занимаемых должостей, было не формальным, а фактическим, связанным с ее нравственной позицией, мировоззрением, местом в системе социальных связей» [13]. Одним из мест, где завязывались эти неформальные связи был дом Н.М. Пирумовой. «Гостеприимный и хлебосольный дом Пирумовой всегда был полон, – вспоминает одна из ее ближайших подруг. Кого здесь только не было: коллеги, историки, философы, писатели, художники, врачи, бывшие политкаторжане и эмигранты, просто правдоискатели из провинции, подающие надежды молодые люди, одинокие женщины… Многие искали здесь утешения, поддержки, помощи. И получали желаемое». «Обычно беседа начиналась в кабинете и продолжалась на кухне, – читаем мы в воспоминаниях С.Ф. Ударцева. – Причем на кухне она длилась значительно больше, иногда с возвратом опять в кабинет к книжным полкам, рукописям… На столе обычно была и какая-нибудь настойка, нередко приготовленная самой Натальей Михайловной, маленькие рюмочки. Не помню ни одного случая, чтобы хоть кто-то хотя бы один раз много выпил. Настойка всегда была средством, обычаем, выпивалась понемногу, никогда не была она в ее доме самоцелью. Часто Наталья Михайловна произносила свой любимый тост: «За нашу и вашу свободу!»». Одна из ее учениц писала, что уже в девяностые годы «Наталья Михайловна была чуть ли не последней в Москве, к кому можно было приехать без звонка, и у кого дверь не закрывалась на замок (!)».«Всегда поражала приверженность Натальи Михайловны подлинным ценностям вопреки времени. Понемногу, очень осторожно и осмотрительно… но упорно и последовательно она вытаскивала из забвения целый пласт отечественной истории, а спустя годы, когда государственный идеологический пресс был снят, радостно и энергично делала все (насколько хватало сил и здоровья) чтобы вернуть эту утраченную память…». Имя Н.М. Пирумовой стоит, безусловно, в ряду наиболее авторитетных историков, занимавшихся исследованием биографии и творчества Михаила Бакунина, и шире – анархизма, российского освободительного движения. Но если задуматься над тем, в каких условиях приходилось работать и писать Н.М. Пирумовой, то научный интерес ее жизни приобретает и характер личного нравственного и политического выбора. Никто не мешал зарубежным историкам, работающим в тиши амстердамского Международного института социальной истории или какого-нибудь другого уважаемого архива, свободно публиковать результаты своих исследований и оценки тех или иных исторических событий и персонажей. Советские историки работали в совершенно другой ситуации, когда архивные документы и сочинения анархистов и других оппонентов коммунистической партии находились в спецхранах, а научные работы историков публиковались под контролем государственной идеологической цензуры. (Да и сам выбор «спорных» тем исследования отнюдь не способствовал карьерному продвижению в официальной советской науке.) Тем не менее, Н.М. Пирумовой удавалось даже в условиях идеологической цензуры писать честные книги о своих замечательных, но, мягко говоря, не очень «удобных» для правящего режима героях. И действительно, ее биография Бакунина, изданная в брежневские годы, до сих пор является одной из лучших книг на эту тему на русском языке.
Другим важным направлением ее деятельности был поиск документов и исторических реликвий, связанных с семьей Бакуниных и их имением Прямухино в Тверской области. И то, что уже спустя несколько лет после ее смерти музей Бакуниных в Прямухине наконец открылся в 2003 г. – несомненно большая заслуга и Н.М. Пирумовой. Ведь именно она еще в 1970 – 1980-е гг. искала в архивах и у родственников Бакуниных различные исторические реликвии, выясняла судьбу разбросанного после революции по разным местам прямухинского архива. Найденное с ее помощью составило основу бакунинской коллекции Тверского государственного музея (впервые экспонировалась в 1987 г.), а также послужило для открывшегося много позднее музея Бакуниных в Прямухине [14]. H.М. Пирумову называли «бабушкой русского анархизма» [15], «крестной мамой» анархистов 1980-х. В 1989 году, во время первого открытого празднования юбилея М.А.Бакунина в 1989 г. Н.М. Пирумова посадила на поляне перед домом дуб – в память о разбитом молнией старом дубе, который, по преданию, посажен был еще отцом Бакунина и декабристами братьями Муравьевыми.
Она пыталась найти следы утраченного архива крупнейшего специалиста по Бакунину, Юрия Михайловича Стеклова (1873-1941), публиковавшего в 1934-1935 гг. собрание сочинений и писем Бакунина и позднее репрессированного сталинским режимом. Н.М. Пирумова познакомилась с его сыном, Владимиром Юрьевичем, также предпринимавшим попытки найти документы, конфискованные при аресте отца. В 1981 г. Владимир Юрьевич умер. К столетию Ю.М.Стеклова Пирумова опубликовала статью о нем в журнале «История СССР». А вот публикации книги о Стеклове в 1989 г. добиться не удалось. Ученик Н.М. Пирумовой С.Ф. Ударцев подготовил заявку на написание и издание биографии Стеклова, но «Политиздат» в итоге отказался от планов ее выпуска.

LEAVE A COMMENT

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.