Из истории быта эпохи возрождения

Home » Рефераты на русском » Из истории быта эпохи возрождения
Рефераты на русском Комментариев нет

Эпоха Возрождения началась в Италии, позднее ее идеалы были восприняты в странах Северной Европы, таких как Германия, Франция, Нидерланды. Интерес исследователей к этому периоду мировой истории не угасает. Говоря об актуальности темы, следует отметить, что проблемы, волновавшие современников эпохи Возрождения, очень близки и современному обществу. Это и не удивительно. По словам известного искусствоведа Б.Р.Виппера «основная тема искусства эпохи Ренессанса -человек. Искусство Ренессанса говорит от лица человека, о человеке и для человека.»[1, с. 15 ]. И в те далекие времена и сегодня человек размышляет над вечными истинами, пытается решить извечные проблемы. Вместе с тем это время было окрашено и специфическими красками. Знакомство с устоями повседневной жизни, бытом делает эту эпоху более понятной и близкой.

В истории Возрождения особую роль сыграли города и довольно значительная часть населения Европейских стран проживала именно в городах, поэтому экскурс в историю повседневности стоит начать с упоминания об особенностях именно градостроительства. В эпоху Возрождения активно велось жилищное строительство -как в городе так и в его округе. Спрос на жилье превышал предложение, а потому городские власти всячески поощряли возведение новых зданий. Оживление строительства объяснялось не только потребностями в жилье, но и тем, что старые дома не удовлетворяли вкусам и запросам времени. Именитые горожане воздвигали новые великолепные дворцы, ради которых сносились целые кварталы, иногда под снос попадали не только ветхие дома. Городская застройка в Европе носила хаотический характер. Из-за этого в городе были узкие улочки, часто заканчивающиеся тупиками, дома соприкасались друг с другом крышами. Однако при сносе старых кварталов городским властям предоставлялась возможность вносить элемент регулярности в планировку города. Тогда расширялись и выпрямлялись улицы, появлялись новые площади[2,с,127]. Важно сказать и о планировке дома. Городские дома богатых граждан отличались просторными и многочисленными помещениями. Например, палаццо XV века семейств Медичи, Строцци, Питти во Флоренции, дом Фуггеров в Аугсбурге [3,с.221]. Дом делился на парадную, рассчитанную на визиты, открытую для постороннего взора часть, и более интимную — для семьи, слуг. Пышный вестибюль соединялся с внутренним двориком, украшенным скульптурой, фронтонами, экзотическими растениями. На втором этаже находились залы для друзей и гостей. Этажом выше — спальни детей, женщин, гардеробные, лоджии для хозяйственных нужд и отдыха, кладовые. Комнаты соединялись друг с другом. Семейные праздники приобретали здесь общественную значимость и выходили за пределы дома, семьи. Деревенские же дома были грубее, проще, архаичнее и консервативнее городских. Обычно состояли из одного жилого помещения, служившего горницей, кухней и спальней. Помещения для скота и хозяйственных нужд находились под одной крышей с жилым (Италия, Франция, Северная Германия) или обособленно от него (Южная Германия, Австрия). Появились дома смешанного типа — виллы.

Значительно большее внимание начинает уделяться оформлению интерьера. Пол первого этажа покрывают каменными или керамическими плитами, а второго и последующих этажей настилали досками. Паркет оставался большой роскошью даже во дворцах. В эпоху Возрождения существовал обычай посыпать пол первого этажа травами. Это находило одобрение у врачей. В дальнейшем на смену растительному покрытию приходят ковры или соломенные циновки. Особое внимание уделялось стенам. Их расписывали, подражая античным образам.. Сюжетами для них служили сцены из античной и библейской мифологии, исторические события[4,с.95]. Серьезную проблему составляло освещение. Окна по-прежнему были небольшими, потому что не была решена главная проблема — не найден материал который бы пропускал свет, и одновременно сохранял тепло. Со временем позаимствовали у церкви одноцветное стекло. Стоили такие окна очень дорого и не решали проблему освещения, хотя в дом пришло больше света и тепла. Источниками искусственного освещения служили факелы, масляные светильники, лучина, восковые — а чаще сальные, сильно коптившие свечи, огонь камина и очага. Несмотря на имевшиеся усовершенствования, удобства внедрялись в быт весьма медленно. В эпоху Ренессанса более заметными были успехи в области меблировки жилища. Мебели в домах скромного достатка был свойственен консерватизм. Но в тоже время больше внимания чем раньше уделялось обстановке и в домах скромного достатка, и в богатых. Сама мебель стала более разнообразной. Она украшается скульптурой, резьбой, живописью, различной обивкой[5,с.54]. Обстановка крестьянского дома оставалась крайне скудной и удовлетворяла лишь элементарным потребностям. Мебель была очень грубой и тяжелой, изготовлялась обычно хозяином дома. Конструктивные недостатки крестьянской мебели старались возместить резьбой, иногда росписью по дереву — очень традиционными. Изменения произошли и в одежде. Причем в XIV — XVI вв. они были весьма существенны и повлияли на всю последующую историю костюма: она стала уже и короче, что на первых порах вызывало резкое неприятие со стороны моралистов. Основные предметы одежды у мужчин и женщин состояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви[6,с.159]. В моде Возрождения отразились эстетические идеалы эпохи. В XV в. в Италии одежда подчеркивала стройность и хрупкость, удлиненность пропорций тела. В период Высокого Возрождения одежда стала более тяжелой, широкой и короткой. Ее отличали пышные рукава, складки, декольте, формы, тяготевшие к квадрату. Этим акцентировалась мужественность, зрелость, красота здорового тела, которое не стеснялись показать и зрительно усилить одеждой. Среди украшений высоко ценились массивные нагрудные золотые цепи, которые носили как мужчины, так и .женщины. Важными аксессуарами стали веер, перчатки и носовой платок. Большое внимание уделялось прическам, различным головным украшениям: цветам, венкам, диадемам, сеткам. У итальянских женщин большой популярностью пользовались накладные волосы.

Следует отметить, что быт европейских стран эпохи Ренессанса существенно изменился по сравнению со средневековьем. Нововведения, правда, вводились медленно. Наиболее быстро и кардинально изменились внешние стороны быта: меблировка жилища, одежда. Важные последствия, в том числе и в плане культуры быта повлияли Великие географические открытия. В Европейские страны были привезены неизвестные ранее в этом регионе продукты — сладкий картофель, цитрусовые и т.д. поэтому система питания также претерпела изменения. Краткий экскурс в историю быта эпохи Возрождения свидетельствует о том ,что данная тема представляет особый интерес для более глубокого понимания одной из ярких страниц истории человека эпохи Ренессанса. Однако рамки небольшой статьи не позволяют осветить все нюансы этой проблемы.

Литература: 1. Виппер Б.Р. Итальянского ренессанс- М: Искусство, 1977.-223с. 2. Баткин Л.М Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1999.-272с. 3. Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени -М: Наука,1993.-532с. 4. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. — Л.: Изд-во ЛГУЛ990.-624 с. 5. Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения- Смоленск: Русич, 2002.-448с. 6. Будин Н. История костюма. -М.: Олма-Пресс, 2001 .-473с.

LEAVE A COMMENT

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.