К вопросу о поликультурном воспитании младших

Home » Рефераты на русском » К вопросу о поликультурном воспитании младших
Рефераты на русском Комментариев нет

«Воспитании младших гражданин Казахстана должен быть образованным, открытым мировым инновациям и в то же время не забывающим о своих корнях, традициях», – таким хотел бы видеть молодое поколение Президент Республики Назарбаев Н.А. В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур становится невозможным, когда стоит вопрос о совмещении национальных ценностей Востока и Запада, когда идет переосмысление целей и задач образования, действующее содержание образования не удовлетворяет в достаточной мере потребностей социума, возникают и широко обсуждаются новые парадигмы образования, все чаще употребляются такие понятия как поликультурное воспитание, культурологический подход, социокультурная компетентность и другие. Термин «поликультурное воспитание» получил распространение в мировой педагогике в середине ХХ века, но данная проблема продолжает волновать многих исследователей учебно-воспитательного процесса и в настоящее время. Это нашло свое выражение прежде всего в научно-педагогической разработке концепции поликультурного образовательного пространства в исследованиях В.П. Борисенкова, С.К. Бондыревой, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка, Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, М.Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой и др. Важный вклад в становление и развитие методологической базы исследования проблемы поликультурного воспитания составили труды ученых М.М. Бахтина, Е.В. Бондаревской, Ю.С. Давыдова, Г.Д. Дмитриева, В.Я. Лыковой, И.В. Огарковой, А.П. Сманцера. Весьма актуальным является тезис о ключевой фигуре поликультурного воспитания – педагоге. Конструктивные идеи по этому вопросу содержатся в исследованиях Т.А. Гелло, В.Ф. Гуцу, И.В. Колоколовой, Л.В. Коноваловой, А.К. Макаровой, Л.Т. Ткач, А.А. Ткачук. О процессе поликультурного воспитания и его наполнении конкретным учебно-методическим содержанием находим много плодотворных идей в работах Ю.В. Арутюняна, П. Бергмана, З.П. Васильевой, Г.Н. Волкова, А.Н. Джуринского, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Н.П. Сенченкова, Н.В. Силистрару, Л.Л. Супруновой, М. Яновской. Одним из основных положений поликультурного воспитания (как подчеркивается и обосновывается в исследованиях В.С. Кукушкина, Д.С. Лихачева, Г.В. Палаткиной, А.М. Столяренко, З.Б. Цаллаговой) является содействие национальной личностной самоидентификации учащихся средствами этнопедагогики и формированию их культуры на основе общечеловеческих нравственных ценностей, развитию способностей видеть в представителе каждого народа индивидуальное сочетание единичных, особенных и общих черт духовной жизни. Идеи поликультурного воспитания зародились в Америке в середине 1960-х годов и носили название «полиэтнического воспитание». Однако спустя десятилетие некоторые исследователи стали использовать в своих работах термин «поликультурное воспитание», который прочно вошел в научный оборот. Первое определение термина «поликультурное воспитание» было дано в «Международном словаре по педагогике» в 1977 г. как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

На сегодняшний день существует несколько теоретико-методических направлений: формирование культуры межнационального общения, воспитание толерантности, изучение этнопедагогического аспекта в поликультурном воспитании и, соответственно, несколько подходов к трактовке этого понятия. Поликультурное воспитание — это: способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях (Дмитриев Г.Д.); альтернатива интернационального воспитания, означающая «интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим» (Джуринский А.Н.); подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, формирование представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантностй (Палаткина Г.В.); формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей (Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунов Л.Л.). Поликультурный характер образования включает в свой состав следующие компоненты: воспитание гражданственности и готовность к активному участию в жизни общества, способствование постоянному развитию общества, демократии; понимание, сохранение, усвоение локальных, международных и исторических культур в контексте культурного плюрализма; воспитание у детей способности защитить и преумножить социальные ценности, формирующие основу демократического общества; развитие и совершенствование образования на всех уровнях, включая подготовку учителей, повышение их квалификации. Реализация реформы поликультурного воспитания предусматривает решение следующих стратегических задач, реализующих идею интеграции этого типа образования в единое образовательное поликультурное пространство на глоболокальном уровне: обновление содержания образования, ориентация на ценности гражданского общества, идей информационной педагогики и поликультурного образования; педагогические средства повышения качества образования, предполагающего переход к международным стандартам образования через повышение методологического уровня преподавания и учебно-исследовательской работы, усвоение педагогами образовательных учреждений передовых достижений в соответствующих областях педагогики. Это означает, что одним из важных средств воспитания стало создание системы целенаправленного взаимодействия всех институтов социума и школы в поликультурном образовательном пространстве. Социально-педагогическая деятельность педагогов на современном этапе является детерминирующей во взаимодействии различных субъектов поли культурного образовательного пространства. В этой связи, поликультурные образовательные учреждения рассматриваются нами как локальное социально-педагогическое образование, являющееся модулем целостного поликультурного образовательного пространства.

Образовательные учреждения — это культурологическое пространство совместной жизнедеятельности учителей и учащихся, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, образовательного и личностного. Детский сад, школа, колледж, университет — это организации, обеспечивающие педагогическую поддержку адаптации личности в поликультурной среде; научно- теоретическая площадка по внедрению технологий поликультурного образования. Исходя из приведенной характеристики поликультурного образовательного пространства, следует признать, что для современных образовательных систем содержание поликультурного воспитания, любого института образования, должно отвечать таким критериям, как: отражение в учебном материале гуманистических идей; характеристика уникальных этнических, национальных, самобытных черт в культурах народов определенного государства и мира; раскрытие в культурах народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии; приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях; гуманизм, который выражает безусловную веру в добрые начала, заложенные в природу ребенка; демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей взрослых и детей, предоставлении последним свободы жизнедеятельности в семье, школе, в социальной среде; толерантность, терпимость иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий; компетентность, т.е. необходимость формирования особых способностей учителя и учащихся по овладению знаниями, воспитания интеллектуальной личности, способной решать задачи творческого характера в поликультурном обществе; базовое основание содержания поликультурного образования, в качестве которого призван выступить культурологический подход. Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата. К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Поликультурное воспитание преследует 3 группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство» и «объединение»: 1) об уважении и сохранении культурного многообразия; 2) о поддержке равных прав на образование и воспитание; 3) о формировании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей. Ключевые цели поликультурного воспитания многоступенчаты. Так, при воспитании уважения к иным культурам толерантность (терпимость) лишь начало приобщения к иным культурам. За этим должны следовать понимание, уважение и, наконец, активная солидарность. Далее получают признание основанные на понимании особенностей различных культур такие понятия, как взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен.

Поликультурное воспитание- это одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание, «передача более точной и совершенной информации при уважении к группам меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшении академических достижений учащихся из меньшинств, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма». Поликультурное воспитание надо рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям. Содержание поликультурного воспитания строится, таким образом, вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения. Суммируя сказанное о функциях, целях, содержании поликультурного воспитания, можно утверждать, что оно предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности. Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической культурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса. В ходе поликультурного воспитания идет взаимное обогащение больших и малых этносов без ущемления последних в духе идеалов демократического гражданского общества.

Литература:

1. Гаганова О.К. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание. // Педагогика.-2005.- №1.-С.86. 2. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития. // Педагогика.- 2002.- №10.-С.93. 3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика.-2007.-№4.-С.3-10. 4. Караковский В. А. Воспитательная система школы. — М., 2004.- С.240.

LEAVE A COMMENT

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.