Казахское шежире

Home » Рефераты на русском » Казахское шежире
Рефераты на русском Комментариев нет

В исторической науке Казахстана сложилось довольно скептическое отношение к шежире как историческому источнику. К сожалению, в советское время, данные шежире не привлекались как исторический источник. Позже в 90-ые годы 20 века после обретения независимости было опубликовано большое количество шежире разных казахских родов. При этом во многом шежире отличались по тем или иным моментам трактовки генеалогий. Это очень легко можно объяснить характером передачи информации (устная форма). При такой передаче информации возможно большое количество искажений. Но, несмотря на все это, шежире является историческим источником, который нужно изучать, применяя приемы внешней и внутренней критики источников. Внешняя критика должна применятся при сверке различных вариантов шежире. Кроме того, стоит упомянуть, что в Шежире стоит отметить два слоя: 1. Мифическое родословие, возводящее весь народ к одному мифическому первопредку (Алаш, у которого было три сына: Акарыс, Бекарыс и Жанарыс) 2. Реальные генеалогии, которые начинаются с первопредка.

В реальности очень трудно найти границу водораздела между двумя слоями, но при этом исторические данные из письменных источников позволяют проследить, эту грань. Например, по шежире Алшинов Младшего Жуза три группы (Байулы, Алимулы и Жетиру) считаются родственными (Усенбаев, 2003, с. 456), в то время как в исторических источниках отмечено, что жетиру это конфедерация 7 родов из Среднего Жуза, объединенных в эпоху хана Тауке. Таким образом, генеалогия от Алшинов к Жетиру является домыслом, в то время как Алимулы и Байулы родственны между собой, что отмечалось и историческими источниками.

Если исходить, из того, что Шежире по большей части достоверны и рассмотреть их вкупе с историческими данными по родовому составу казахов 18 века, можно отметить, что казахи состоят из следующих родов: 1. Уйсун, потомки Майкы-бия и его сына Бахтияра. К их потомкам относятся такие казахские подроды как Сргелы, Ошакты, Ысты, Шапрашты, Дулат, Албан, Суан, Сары уйсун, Шакшам (Сәдібеков, 1994, с. 40-41). Согласно шежире Садибекова З., сын Бахтияра Ойсыл стал предком рода Сргелы, а также родов Ысты, Ошакты, Шапырашты. В т о время как потомки другой линии имеют следущее шежире: Абак (Аксакал) имел сына по имени Караш, у которого были сыновья Байдибек и Байдуыл. Байдибекбыл предком рода Сары-уйсун, албан, Суан, Дулат. Байдуыл был предком рода Шакшам. 2. Алшины. Потомки Алау-батыра. Как известно из некоторых источников Алау- батыр жил в эпоху Золотоордынского Джанибек-хана. Алшины состояли из двух ветвей Байулы и Алимулы. Байулы состоит из 12 подродов.: Адай, Бериш, Ысык, Тана, Есентемир, Маскар, Кызылкурт, Алаша, Таз, Жаппас, Байбакты, Шеркеш. Алимулы из 6 подродов: Каракесек, Карасакал, Торткара, Шекты, Шомекей, Кете (Усенбаев, 2003, с. 458-459). Согласно Рашид ад-Дину алшины это другое название алчи-татар, который занимали в Золотой Орде статусные позиции. 3. Аргыны. Потомки Акжола и Кара-ходжи. Аргыны состоят из таких подродов как Куандык, Суюндык, Бегендык, Шегендык, Каракесек, Атыгай, Караул, Басентиин, Канжигалы, Тобыкты, Токал аргын (Жогары и Томен шекты, Шакшак, Сарыжетим, Маджар и др.). Особняком стоял род Таракты, который происходил по женской линии от аргынов. 4. Кара-кипшаки. Потомки Кобыланды-батыра. Являются потомками пяти братьев: Бултын, Торы, Узун, Колденен, Карабалык. Также среди казахов проживают Кулан- кипшаки, которые могут не иметь связи по мужской линии с кара-кипшаками. 5. Уаки. Потомки Ер-Кокше и Ер-Косая. По мнению Тынышпаева М. Ер-кокше был убит в 1422 году в одной из битв и был отмечен в русских летописях как Кокча. Прародители данного рода встречаются в эпосе Манас. Вполне возможно имеется связь этого рода с могулами и киргизами. Косвенным аргументом здесь является то, что уаки не упомянуты в списке 92 узбекских племен. 6. Коныраты. Потомки Нангудая (Наганай), эмира хана Узбека. По версии Садыбекова З., у Наганая был сын Орынбек (Орын би), у которого была два сына Мелде би и Жигалы. Мелде би имел двух сыновей Танирберди (прозвище Коктинулы) и Кудайберди (прозвище Котенши). У Жыгалы была два сына Кулшигаш и Каракосе (Сәдібеков, 1994, с. 102). 7. Кереи, потомки Ашамайлы и Абака уйсуна. Абак был женат на дочери Ашамайлы и был из рода Уйсун (Сәдібеков, 1994, с. 72) 8. Найманы, потомки Укреша. Укреш-найманы уже фиксировались внутри государства Абулхаир-хана (1429-1469). У казахских найманов сохранилось деление на Терстанбалы, Ергенекты и Толегетай. Из которых Толегетай имел четверых сыновей: Каракерей, Садыр, Матай и Тортуыл. Ергенекты состоит из Бура-найманов, Балталы, Кокжарлы, Баганалы и Каратай-найманов. 9. Шанышкылы, потомки Катаганов.Во времена Кадырали Жалаири они составляли 20 тысяч войска, в то время как остальные казахи составляли 30 тысяч войска (алаш мыны). Но после разгрома катаганов Есим-ханом катаганы рассеялись и по легендам катаганы приняли новое название Шанышкылы. 10. Канлы. Состоит из двух подродов: Сары канлы и Кара канлы. Судя по шежире родоначальники основных подродов Канлы жили в начале или первой половине 18 века. 11. Жалаиры. Состоит из двух подродов Сырманак и Шуманак. Согласно нашей точке зрения сырманаки это потомки каракалпакских жалаиров, присоединившихся к казахским каракалпакам в 1740-ые годы. Шежире Шуманаковских жалаиров очень трудно соотнести с шежире Кадырали Жалаири. Скорее всего, найти связи между ними будет затруднительно. 12. Телеу. Согласно казахским шежире основателями этого рода среди казахов были четыре брата Ажи-ахмет, Ногай, Самат и Керейлы. Потомок Самата в шестом колене Барлыбай родился около 1750 года, что позволяет нам судить о примерной дате рождения Самата (около 1570 года). потомок Керейлы в пятом поколении Иман родился около 1700 года, то есть Керейлы предположительно родился около 1550 года. 13. Рамадан. Основателем рода является фольклорный герой Алдар-косе. Его праправнуком являлся Жиренше-шешен. Жиренше-шешен также известен в башкирском фольклоре, где носит название Еренсе-сесен. Сказания про Еренсе-сесена связывают его с казахами. По разным сюжетам Еренсе-сесен попадает в плен казахам или живет среди них. По всей видимости? Род рамадан оказался у казахов посредством контактов с башкирами. 14. Табыны. По расчету на основе шежире, можно предположить, что основатели рода Табын среди казахов Агым, Тогым и Бозым появились у казахов в период 1470-1490- х годов. Это совпадает со временем появления Табынов среди башкир. Башкирские Табыны бежали от вражды двух ханов Мухаммеда Шейбани и Ибака. По всей видимости, казахские Табыны также оказались в Казахском ханстве, бежав от ханов-Шибанидов, во второй половине 15 века. 15. Тама. Казахские Тама являются потомками известного Чуры Нарыкова. Скорее всего, данный род вошел в состав казахов после смерти Чуры Нарыкова и падения Казанского ханства. Версия Исхакова Д.М. о племенной принадлежности Чуры Нарыкова к Аргынам. 16. Кердери. Среди казахов основателями рода были братья Смаил и Шагыр. 17. Керейт. Основателем рода среди казахов был Бозаншар, у которого был сын аксакал. У Аксакала было два сына Еспембет (Ойык) и Коспембет (Тилик) 18. Жагалбайлы. Среди казахов основателями рода были братья Мырза и Лез.

Из вышеуказанных 18 родов только Жагалбайлы и Уаки не встречаются в списке 92 «узбекских» родов (Султанов, 1982, с. 40-44). То есть мы можем утверждать. Что казахский этнос по своим родам представляет собой потомков 16 золотоордынских родов, бывших в подчинении у Узбек-хана и потомков 2 родов, которые образовались чуть позже. Ниже можно затронуть вопрос о гипотетической возможности того, что большая часть казахского этноса происходит от столь ограниченного количества лиц мужского пола. Математически если предположить, что в поколении на одного мужчину могло остаться три сына, которые впоследствии дали такое же потомство, то окажется, что такое вполне возможно. 3 в 12-ой степени будет 531441, 3 в 14-ой степени 4 782 969. То есть если 12 поколений подряд в семье будут рождаться по 3 сына, то за 12 поколений, мужские потомки первого человека могут составлять до 531441 человека. Таким образом, предположение, что от одного первопрекдка может пойти большое количество мужских потомков, вполне объяснимо с точки зрения математики. Также интересен подход к названиям казахских подродов, по мнению большинства исследователей, эти названия свидетельствуют о связи со схожими названиями племен и родов в других географических территориях. По нашему мнению данные названия представляют прежде всего прозвища (лакабы) реальных людей, сохранившиеся в народной памяти. То есть схожие имена из параллельных шежире разных родов (алимовские и аргыновские каракесеки, аргыновские и адаевские суюндыки и кырыкмылтыки, аргыновские и байулинские тазы, аргыновские и алимовские щекты, ойык и тилик у ысты и керейтов и т.д.) не говорят о родстве этих подродов. По нашей точке зрения казахские Шежире предельно достоверны, когда речь идет об общем первом предке для двоих родоначальников (от двух или более братьев происходят разные линии). Таким образом, можно резюмировать, что казахские шежире являются историческим источником, который пройдя все циклы внешней и внутренней критики может стать источником исторических фактов, которые можно будет использовать при исторических синтетических построениях и реконструкциях.

Автор: Ж.М. Сабитов г. Астана, Казахстан

LEAVE A COMMENT

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.