КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ ПЕТРОПАВЛОВСКА

Главная » Рефераты на русском » КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ ПЕТРОПАВЛОВСКА

В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Каждый из музеев уникален и неповторим. И вместе с тем в составе их собраний, масштабе деятельности, юридическом положении и других характеристиках есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять всё многообразие музейного мира на определённые группы, иными словами, осуществлять классификацию. Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Например, исторические музеи связаны с системой исторических наук, хранящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого[1].

Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Таким образом, выделяют исторические музеи, которые в свою очередь делятся на: общеисторические музеи (широкого профиля); археологические музеи; этнографические музеи; военно-исторические музеи; историко-революционные музеи; историко-бытовые музеи; музеи истории религии. Художественные музеи делятся на: музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); музеи декоративно-прикладного искусства; музеи народного искусства; художественно-промышленные музеи; музеи современного искусства. Искусствоведческие музеи подразделяются на следующие категории: театральные музеи; музыкальные музеи; музеи кино. Естественнонаучные музеи делятся на: палеонтологические; антропологические; биологические (широкого профиля); ботанические (в т. ч. ботанические сады); зоологические; минералогические; геологические; географические; почвоведения; океанариумы. Отраслевые музеи: промышленные музеи; сельскохозяйственные музеи; музеи транспорта; музеи связи; музеи строительства; авиации и космонавтики музеи; военной техники музеи. Также в зависимости от профиля выделяют литературные, научно-технические и педагогические музеи. Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля. Самыми распространёнными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественнонаучную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль. Также к комплексным музеям относятся экомузеи и музеи-заповедники.

.

В Петропавловске имеется 5 музеев – Северо-Казахстанский областной историко- краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, музейный комплекс «Резиденция Абылай хана», Музей истории Северо-Казахстанского Государственного университета и ботанический сад «Кызылжар оранжереясі». Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий музей создан в 1924 году. Он относится к музеям комплексного профиля. Музей располагается в нескольких зданиях, которые являются памятниками архитектуры, построенные в конце 19 века. Основное здание музея находится в доме, принадлежащем в прошлом коммерсанту Т.Л. Аркелю, административное здание музея, фондохранилища и библиотека располагаются в бывшем магазине и складских помещениях купца Стрелова. Общая площадь музейного комплекса — около 2400 кв. метров, экспозиционная площадь — 2000 кв. метров. Экспозиция располагается в 13 залах и построена на принципах общеисторической периодизации, с древнейших времен до современности [2]. Посетители музея смогут познакомиться с материалами археологических исследований Северного Казахстана, с уникальными экспонатами по древнейшей истории края. Значительно расширена экспозиция по истории становления казахской государственности и этнографии казахского народа. Значительное место занимает экспозиция, отражающая развитие Казахстана в годы независимости. Она включает в себя три зала — «Казахстан в годы независимости», «Северо-Казахстанская область в годы независимости», «Казахстанско-Российские отношения». На основе документов, фотоматериалов показана динамично развивающаяся экономика, демократизация общества, международные отношения. Значительное место отводится Казахстанско- Российским отношениям, сотрудничеству между Северо-Казахстанской областью и приграничными областями Российской Федерации. В фондах музея числится 350 тыс. экспонатов. Музей пополнял свои коллекции благодаря экспедициям, обмену с другими музеями, помощи горожан. Для совершенствования методологии по обработке музейных коллекции музей приобрел программу «Музеолог». Есть в нашей области и пример художественного музея. Это областной музей изобразительного искусства. Данный музей был открыт в 1989 году на базе отдела изобразительного искусства историко-краеведческого музея. Здание, в котором размещен музей, является архитектурным памятником начала 20-го века.

.

Площадь музея составляет 394,2 кв. м. Общее количество экспонатов составляет около 5 тысяч. Первые коллекции (произведения живописи, графики, скульптуры казахстанских художников) были переданы в 60-х годах картинной галереей города Алматы, а также приобретены полотна у местных художников. В 1985 году коллекция пополнилась за счет передач из ВХПО им. Вучетича города Москвы, Союза художников, Дирекции выставок Министерства культуры Казахстана, закупок и даров. Основную часть коллекции составляет раздел графики, который представлен творчеством известных художников – В. Фаворского, А. Остроумовой – Лебедевой, Кукрыниксы, М.Митурич, Г.Нисского, М. Мвйофиса, Г. Поплавского, Д. Тарабильдине, В. Ткачук, Р. Хачатряна, Г. Ханджяна, Л. Ортега, Х.Бидструпа. Труды казахстанских художников В. Антощенко-Оленева, Е. Сидоркина, К. Баранова, М. Кисамединова, Г. Ордабекова, П. Реченского, В. Тимофеева, А. Бейсембинова также вошли в экспозицию. Основную часть раздела живописи составляют работы казахстанских мастеров А. Кастеева, Н. Хлудова, А. Исмаилова, Л. Леонтьева, В. Крылова, Ж. Шарденова, В. Ткаченко, И. Стадничука и др. Раздел скульптуры представлен работами О. Комова, Н. Никогосяна, Ю. Сегаля, Ц. Балдано, М. Рапопорта, А. Эллера. В фонд декоративно-прикладного искусства вошли коллекции казахской, русской, украинской вышивки, уральских подносов, самоваров, значков, керамики, предметы этнографии. В разделе культов деревянные, меднолитые иконы, складни, образки, кресты, церковная утварь, одежда. Имеется коллекция детского творчества. В 1992 году был открыт литературный отдел. Количество экспонатов в котором составляет 2600 едениц: рукописи, произведения писателей, личные вещи, фотографии, письма. Отдел занимается изучением творчества писателей-земляков: М. Жумабаева, П. Ершова, И. Шухова, С. Муканова, Г. Мусрепова. Ведется научно-исследовательская работа, приобретаются художественные произведения, организуются этнографические экспедиции, постоянные и временные выставки.

.

В музее регулярно проводятся встречи с творческой интеллегенцией [3]. Музейный комплекс «Резиденция Абылай хана» относится к историческим музеям ансамблевого типа, так он представляет собой дом – музей. Музейный комплекс «Резиденция Абылай хана» был открыт Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в 2008 году. В состав комплекса входят: дом Абылай хана, канцелярия Абылай хана, дом для приезжих, баня. Построен памятник был в 1829 году. Принят под охрану Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года. Работы по реставрации комплекса начались в апреле 2006 года ТОО «Строительная корпорация «Кулагер». Среди ценных экспонатов музея можно назвать документ из архива Внешней политики Российской империи (датирован 24 мая 1778 года), в котором императрица Екатерина Вторая подтверждает «…Аблай Солтана…ханом Средней Киргиз-кайсацкой Орды, повелевая всем нашим поданным в сем достоинстве его признавать и пристойное по тому при всяких случаях отдавать ему почтение». Еще один интересный документ – «Доношение в Коллегию Иностранных дел от находившегося в Омской крепости «Генерал Поручика» Шпрингера о построении Киргиз-кайсацкому владельцу Аблаю Салтану деревянного дома», написанное 25 октября 1765 года. Примечательно, что к данному доношению прилагался «План вновь построенного Киргис-Кайсацкой Средней Орды Аблай Салтановского дома». В соответствии с этим же планом спустя два с лишним столетия была реконструирована ханская ставка. По своему убранству и дизайну, резиденция действительно достойна хана: роскошное и просторное фойе, прекрасно оформленные залы, посвященные периодам жизни Абылая. Отдельный зал отведен под комнату отдыха. Центральное место занимает прикрытая с трех сторон пышными балдахинами ханская кровать, отделанная костью и металлическими бляшками. Приподнятая с обеих концов так, что голова и ноги лежащего должны оказаться почти на одном уровне, она немного напоминает гамак. Здесь же в комнате отдыха стоит низенький круглый столик, на котором лежит Коран. Известно, что Абылай хан владел семью языками, играл на домбре, сам сочинял Кюи. Больше других поражает Тронный зал. На троне величественно восседает хан. Стену позади хана украшает огромный ковер, особенный, характерный для казахов Среднего жуза. У него нет четвертого угла, что означает бесконечность и вечное продолжение рода.

Как и во всех зала, в тронном зале много оружия. Еще одним музеем исторического профиля является не так давно открытый музей истории Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. Здание-памятник «Усадьба купца Светлинского», являющееся архитектурным наследием города, передано на баланс РГКП «Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева» на основании постановления Акимата СКО № 275 от 29 ноября 2007 года. В течение 2010 года на этом объекте были проведены ремонтные и восстановительные работы. Открытие музея истории университета в марте 2011 года, является составной частью комплекса мероприятий, посвященных 20-летию Независимости Республики Казахстан. Экспозиция зала гармонично размещена в залах двух этажей: − в демонстративно-гостевом зале размещены награды ВУЗа, видео и фотоматериалы, отражающие высокий авторитет университета и его руководителя – академика У. Б. Ашимова в Казахстане и за руюежом; − в зале, посвященном жизненному, творческому и научному пути академика Манаша Козыбаева, выставлены научные труды, фото, видеоматериалы, личные вещи выдающегося историка, имя которого носит университет; − в залах археологии и этнографии демонстрируются материалы исследований экспедиций от каменного века до средневековья, которые отражают значительный вклад ученых университета в отечественную и мировую историческую науку; − залы истории учительского, затем реорганизованного в педагогический институт, и высшего технического колледжа раскрывают этапы становления и развития системы высшего образования в Северном Казахстане, показывают сложный путь его формирования; − в экспозиции залов, посвященных современной истории ВУЗа, выставлены экспонаты и документы, отражающие основные тенденции развития государственного образования в Казахстане и мировом пространстве, а также, показана передовая материально-техническая база университета, современные технологии управления учебным, научным, воспитательным и производственным процессом.

Основная деятельность музея интегрирована в общеуниверситетские задачи: − работа с факультетами по сбору материалов и пополнению фондов музея; − взаимодействие с государственными и ведомственными музеями города и региона; − публикационная и рекламная деятельность; − каталогизация фондов музея и их издание; − участие в подготовке и проведении государственных и университетских календарных мероприятий; − экскурсионная работа в залах музея и организация передвижных выставок; − участие в археологических и этнографических экспедициях университета. Особое внимание уделяется культурной и организационной работе с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, пенсионерами ВУЗа. В рамках деятельности Ассоциации выпускников музей проводит работу с бывшими студентами ВУЗа разных лет, а также профориентационные встречи с учащимися учебных заведений города и области. Экспозиция музея создана силами ППС, сотрудников и студентов университета и на сегодняшний день насчитывает более 3000 экспонатов. Примером естественнонаучного ботанического музея является ботанический сад «Кызылжар оранжереясі». Петропавловский ботанический сад – один из двух оставшихся сегодня в Казахстане. Несколько лет назад таких садов в стране насчитывалось 18. До сегодняшних дней дожили сады только в Алматы и Петропавловске. Ботанический сад Петропавловска уникален. Здесь собрана богатейшая коллекция редчайших растений со всех уголков света. Достаточно сказать, что, например, кактусы – суккуленты, которыми как огромной мировой редкостью гордится ботанический сад Техасского университета, в Петропавловском саду – персоны не первого плана. Для петропавловцев сад, который они называют не иначе как местный рай на земле, дорог как частица души родного города, его истории. С каждым деревом здесь связана отдельная история, легенда. В 2010 году по программе «Дорожная карта» на реконструкцию ботанического сада было выделено 300 млн. тенге. Таким образом, строителям удалось увеличить площадь оранжереи до 300 кв. метров. Растения стали чувствовать себя намного вольготнее. Пальмы не надо пока подрезать. Подрезание начнут разве что тогда, когда длина деревьев составит 24 метра [4].

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.