О роли Чингисхана в истории казахской нации

Главная » Рефераты на русском » О роли Чингисхана в истории казахской нации

Чингисхан создал могучий стимул для своих соратников. Они почувствовали себя отцами-основателями новых родо-племенных образований, которые каган назвал «ел» (эль). Каждого из 95 соратников Чингисхан называл «ел-басы» («отец эля»). Он говорил, что рассчитывает на тысячелетнее существование новых элей, которые будут носить названия по именам его ноянов. Это означало бессмертие ноянов, увековечивание их имен на тысячу лет. И, пожалуй, в этой своей вере он был прав. Вот уже 800 лет сорок казахских родов носят имена сорока ноянов Чингисхана. Как и предсказывал Чингисхан, они стали великими аруахами для этих родов. Эти личности при жизни целиком оправдали древнюю пословицу «Ер намысы — ел намысы» (достоинство «ера» является достоинством всего эля, народа). Таким образом, Чингисхан прославился в качестве великого степного революционера-демократа в глазах своих современников. Новые племена получили названия не по именам родственников кагана, а по именам признанных героических личностей, которых он сумел сплотить вокруг себя.

Казахи имеют много оснований быть благодарными Чингисхану за его деяния. Во-первых, он сформировал новые родовые общины и племена, которые позже вошли в состав казахской нации. Во-вторых, он поручил Майкы-бию создать новый язык — глубокомысленный, многогранный, красочно‑образный элитарный язык биев, которым пользовались Асан-кайгы, Жиренше-шешен, Байдибек-бий, Толе-бий, Казыбек-бий, Айтеке-бий, Абай, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жамбыл Жабаев, Мухтар Ауэзов, язык, который стал фундаментом литературно-философского языка современных казахов. В-третьих, по его приказу Джучи вернул протоказахским племенам, которые пять столетий ютились в степях бывшего Восточнотюркского каганата (современная Монголия), исходные земли их предков, располагавшиеся на территории бывшего Западнотюркского каганата (современный Казахстан). В-четвертых, благодаря мудрости Джучи в состав его орды добровольно вошли племена, считавшиеся коренными «дешти-кипчаковцами». Среди них прежде всего следует упомянуть племя «Ұста-қыпшак» («Кузнецы-кипчаки»), которое вместе с тюркютами (племя «Ай-шона») создавало Великий тюркский каганат. Своим ханом признали Джучи и бывшие караханиды, которые вошли в состав Среднего жуза казахов (бывшей Синей орды) с самоназванием «Курлеут-кыпшак». Признав Джучи своим ханом, племя «Торы-кыпшак», составлявшее гвардию Хорезмшаха Мухаммеда, влилось после поражения шаха в состав племени «Кара-кыпшак». Таким образом, вокруг Джучи объединялись племена, которые вместе представляли коренное население территории, на которой позже было создано Казахское ханство. В-пятых, казахи благодарны Чингисхану за то, что вместе с Майкы-бием он фактически создал заново философские учения «Билік», «Төрелік» и «Жасақ», а также перевел на новый язык учение «Жасау-ізі». Язык «Майқы би» стал родным для казахов. А духовно-ценностные фрагменты учений Чингисхана и Майкы-бия стали базовыми элементами национального мышления, национальной психологии и национальных традиций казахов. И не только казахов. По сути, чингизизм, являясь квинтэссенцией евразийского духа, впитавшего в себя силу и притягательность арийских, скифских, гунно‑сянбийских и тюркских императивов, стал глубинной, интуитивной основой межэтнической комплиментарности и взаимопритяжения народов евразийского суперэтноса. На этой основе создавалась Российская империя, Советский союз и СНГ. Именно чингизизм на бессознательном уровне программирует то, что европейцы именуют феноменом «загадочной русской души» (101), загадочной для Запада, но не для самих евразийцев. На основе именно этих учений, а также доктрины Джучи-хана «Алаш-Орда» и была создана в 1467—1468 годы казахская государственность. Об этом просто и вместе с тем ярко и убедительно повествуют устные предания народа «Қазақ Алаш».

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.