О союзе племен с самоназванием «Дарлекины»

Главная » Рефераты на русском » О союзе племен с самоназванием «Дарлекины»

На языке «Майқы би» этот союз племен называется «Дала еркіні», что в переводе означает «Степная вольница», «Дарлекины». По преданиям Байдибек‑бия, эта конфедерация племен образовалась в первой половине шестидесятых годов 6 века из двух племен: «Дулы–Абыл» и «Науша би». Самоназвание «Степная вольница» подчеркивало, что новообразованный союз племен отказывается починяться верховной власти, как в лице восточнотюркского кагана, так и в лице западнотюркского верховного хана.

Эта конфедерация племен считала себя самоопределившейся и независимой после того, как избрала ханом сына Абылай-хана Второго, звавшегося «Қайыр», и откочевала из Семиречья в Прииртышье. После того, как «Қайыр-хан» проявил себя достойным правителем нового «ұта» (эля), этот союз племен стал называть себя «Қайыр» (27). Второе самоназвание состоявшегося союза племен в древних летописях было записано как «Каи». Позже этот союз под названием «Көк қыпшақ» («Небесные кипчаки») откочевал в Приаралье. Случилось это во второй половине VIII века, в связи с погодными катаклизмами, приведшими к резкому сокращению поголовья скота. Но уже через четверть века «Небесные кипчаки» оказались на территории Восточной Монголии, совершив героический переход через местность «Теңіз» (Тенгиз, т.е. «Море»). В Казахстане есть несколько мест с таким названием. В народных преданиях говорится, что при этом легендарном переходе «жар земли проникал через подошвы сапог, а солончаковая пыль застилала глаза, проникала в ноздри и уши», т.е. шли по дну когда‑то в древности высохшего моря. Руководил этим марш‑броском и союзом племен хан «Көк‑бөрі» («Небесный матерый вожак») – прямой потомок Каир-хана.

.

На территории Восточной Монголии племена «Көк қыпшақ», «Сыр-қыпшақ» и «Көк түрік» вновь образовали, под руководством хана «Көкбөрі», союз «Дала еркiнi». Это название подчеркивало, что данная конфедерация, как и ранее, не подчиняется центральной власти, на этот раз – Уйгурскому каганату, хотя территориально и подпадает под его влияние. Сыр-кипчаки подверглись тотальному разгрому со стороны уйгуров, но сам союз племен «Дала еркiнi» сохранял прочность вплоть до падения Уйгурского каганата в середине IX века. Позже он распался на отдельные племена, хотя формально название конфедерации «Степная вольница» сохранялось вплоть до избрания Чингисхана каганом в 1206 году. К этому моменту, как известно из исторической литературы, в составе конфедерации «Дарлекины» состояли следующие племена: «Кереит», «Уақ», «Найман», «Қоңырат» и «Ойрат». Самоназвания этих племен непосредственно связаны с именами сыновей тюркского хана «Көкбөрі». Народные предания сообщают, что первую жену хана звали «Ақ-Марал» («Белая Лань»). Она родила двух сыновей – Керея и Уака. В детстве Керей отличался тем, что предпочитал спать на спине, широко раскинув руки и ноги. Ему требовалась просторная постель, поэтому его и прозвали «Керей», что означало «Требующий простора». Что касается Уака, то легенда гласит, что он родился семимесячным и потому поначалу был малорослым. Поскольку древние тюрки считали любой отличительный признак новорожденного знаком судьбы, требующим отражения в его имени, то мальчика назвали «Уақ». Вторая жена хана «Көкбөрі», по имени «Айман» («Луноподобная») родила ему сына, которого он назвал «Іні Айман», что означало «Младший брат двух старших братьев, рожденный Айман» (28). Третья жена по имени Рат («Открытая, гласная») родила ему двойняшек, одного из которого назвала «Ойрат», а другого – «Қоңырат». Ойрат родился на пятнадцать минут раньше Конырата. По преданию, двойняшки родились еще до того, как хан «Көкбөрі» официально женился на Рат. Существует широко распространенная народная легенда о том, что как-то, возвращаясь с охоты, «Қөкбөрі» настолько припозднился, что решил остановиться на ночлег в первом попавшемся на пути ауле. Пристанищем ему послужил аул богатого старца по имени «Арғынтай». Восьмидесятилетнего старца дома не было, он гостил у онгутов. В ауле хозяйничала его восемнадцатилетняя жена по имени Рат. Она радушно приняла гостей. После ужина «Көкбөрі» засобирался к отъезду. По обычаям того времени не следовало останавливаться на ночевку в доме, хозяин которого отсутствовал. Но Рат настояла на том, чтобы гость остался. У нее появилась задумка – «ой» (29). Она решила во что бы то ни стало воспользоваться счастливым случаем, чтобы родить сына от прямого потомка первого западнотюркского кагана Абылая (Абылай-хана Второго). Уже во времена хана «Көкбөрі» потомков Абылай-хана Второго называли «төре». Рат решила, что поскольку ей не суждено родить ребенка от престарелого мужа, то лучше она родит его от прямого потомка первого западнотюркского кагана, чем от одного из младших братьев супруга, чего требовала традиция древних тюрков. Именно вопреки обычаям она использовала весь свой неординарный дар красноречия, чтобы оставить гостя ночевать в ауле. Каждое свое убедительное предложение она заканчивала словом «Қоңг!», т.е. «Останься ночевать!». «Көкбөрі» сопротивлялся ее предложению ровно столько, сколько требовали приличия, потом сдался и согласился провести ночь в отдельной юрте. Поздно ночью Рат пришла к нему и осталась с ним до зари (30). Прошло 9 месяцев и Рат родила двойняшек. Поскольку они родились вследствие ее задумки – «ой», то старшего она назвала «Ойы-Рат» («Задумка Рат»), а младшего она назвала «Қоңгы-Рат» поскольку ей удалось уговорить «Көкбөрі» на ночевку, добрый десяток раз повторив древнетюркское слово «қоңг» (31). После смерти престарелого Аргынтая «Көкбөрі» женился на Рат, что ему обошлось весьма дорого, поскольку пришлось одаривать большим количеством скота как младших братьев Аргынтая, так и его сыновей от старших жен. По обычаям того времени, Рат не имела права выходить замуж за кого бы то ни было без их согласия.

.

Еще при жизни хана каждый из его сыновей получил в управление свой «ут-эль» (удел) и стал удельным ханом. В результате изменились прежние названия племен в составе конфедерации «Дала еркіні» и появились новые самоназвания: «Керей», «Уақ», «Ойрат», «Қоңырат». Но позже произошел раскол в племени «Керей». Потомки Керея в четвертом поколении разделились на два клана: одни утверждали, что именно они обладают правом прямого наследования ханских привилегий, и называли себя «Керей-ут» (Кереит) (32), а другие опровергали притязания первых и настаивали на своих наследственных правах, сохраняя прежнее самоназвание «Керей». Будучи бескомпромиссно настроенными, кереиты отделились от кереев и образовали самостоятельное племя. Кереи присоединились к уакам, а затем, вместе с коныратами, вошли в состав союза племен, носившего название «Цзубу». Таким образом, в составе союза «Дарлекины» остались найманы, кереиты и ойраты. К ним присоединилось племя с самоназванием «Меркит». Оно отделилось от большого племени «Мерке-Жалайыр», которое за полвека до этого отделилось от союза племен «Оң құт». Причиной самоопределения племени «Меркит» были извечные притязания потомков тюркских ханов на первенство в наследственных правах на власть.

.

Как подчеркивалось выше, Мерке и Жалайыр были родными братьями, прямыми потомками тюркского Тан-хана, именуемого в истории Турксанфом. В Тюргешском каганате они руководили племенами с самоназваниями «Мерке» и «Жалайыр». Мерке погиб рано. В честь него, как уже говорилось ранее, названа местность на территории современной Жамбылской области. После его смерти племена Мерке и Жалайыр объединились под названием «Мерке-жалайыр». После образования Уйгурского каганата, в середине VIII века племя «Мерке» с самоназванием «Мукрейиль» (в древних летописях именуется «Мукри») откочевало на территорию нового каганата и разместилось вблизи Великой Китайской стены. Лет через двадцать к этому племени прикочевали кара-тюркеши, в числе которых были и кара-жалаиры. Вновь состоялось объединение племени «Мерке-Жалайыр». В течение полувека это племя было сплоченным, но потом начались раздоры, связанные с борьбой за главенствующее положение в обществе. Представители племени Мерке апеллировали к тому факту, что Мерке был старшим братом Жалайыра, а также постоянно напоминали о том, что во второй половине VIII века племя «Қара-Жалайыр» прикочевало к племени «Мерке» в состоянии ужасающей бедности, получив кров и опеку со стороны последнего. С другой стороны, представители племени «Қара-Жалайыр» напоминали о том, что после смерти Мерке в начале 8 века сын Жалайыра Первого – тюргешский каган «Сақал», правивший каганатом в 708-711 гг., – плотно опекал меркинцев, благодаря чему отпрыски Мерке преуспели в богатстве. Жалайыровцы говорили, что долг платежом красен, и не к лицу меркинцам постоянно вспоминать о бедственном положении жалайыровцев 50 лет тому назад, забывая при этом о не менее бедственном положении самого племени Мерке, которое оно испытало 100 лет назад и преодолело только с помощью жалайыровцев. С их точки зрения, управлять обществом должны были наиболее способные его представители, причем не обязательно меркинцы. Часть представителей племени Мерке согласилась с этим доводом, но большинство его членов, как говорится, «проголосовало ногами», откочевав в Прибайкалье и объявив себя «меркитами», т.е. «истинными потомками хана Мерке» («Мерке‑ут»). Вместе с тем меркиты объявили, что являются «Степной вольницей» («Дала еркіні»). При этом они не скрывали, что претендуют на главенствующее положение в союзе племен «Дала еркіні». Эта их претензия привела к тому, что на деле внутри этой конфедерации прервались все союзнические отношения, и каждое племя принимало решения, исходя из собственных интересов, не считаясь с интересами другого племени. К моменту рождения Чингисхана, в 1155 году союз племен «Дала еркіні» существовал только лишь формально, в качестве конгломерата независимых племен.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.