«ОТВАЖНЫЙ МИТРИДАТ КАЗАХСКОЙ СТЕПИ»

Главная » Рефераты на русском » «ОТВАЖНЫЙ МИТРИДАТ КАЗАХСКОЙ СТЕПИ»

У каждого народа есть хранители-талисманы его духовных ценностей. К ним относятся знаковые, священные места исторических событий; города, освещенные историческими традициями; выдающиеся деятели. И это естественно. На переломных этапах своей истории каждый народ обращается к своим духовным корням. И при этом не важно, вчера или несколько столетий назад произошли эти знаковые события и жили эти личности, время не имеет значения. Казахский народ всегда будет обращаться к событиям национально- освободительной борьбы, проникаясь национальной гордостью. В период национально- освободительного движения казахского народа 1837-1847 годов воедино слились интересы различных регионов, жузов и родоплеменных объединений. Всегда в памяти людей будут жить имена батыров — участников борьбы. И особое место среди них занимает, и будет занимать легендарная личность Кенесары Касымова [1, с.5]. Именитый путешественник П.И. Семенов-Тян-Шанский, впечатленный деяниями Кенесары, назвю; “рз «отважным Митридатом Казахской степи». Какова параллель между Кенесары Касымовым и Митридатом, и кто такой Митридат?

Первое, что стремятся увидеть в Керчи приезжие, это — Митридат! Легендарная гора, носящая это название, что возвышается над городом, притягивает к себе людей. На первый взгляд, она практически ничем не отличается от других холмов, но в то же время есть в Митридате то, что придает ему неповторимость. На мой взгляд — это наличие тайн, что заключены временем в этот известняковый холм, свидетельствующий о тысячелетней деятельности человека. И одна из тайн: судьба человека, чьим именем названа гора. Имя этого человека — Понтийский царь Митридат VI Евпатор [2]. К сожалению, многие не знают историю его жизни, зато, история его смерти необычайно широко известна. Тем не менее, Митридат заслуживает того, чтобы о нем помнили. Для большинства наших современников, царь Митридат — это имя из легенды и ни более того. Но, оказывается, есть, что есть люди, для которых это имя не просто сказочный вымысел. Для них Митридат является символом несгибаемой воли и гордости национального духа. Итак, кто же такой знаменитый царь или, как его называли в древности, царь царей Митридат VI Евпатор? По общепринятому мнению, образ понтийского царя далеко не положителен. Жестокий, кровожадный, коварный деспот, умертвивший свою собственную мать, родных и детей, не говоря ул<е о множестве окружавших его и казненных людей. Что может быть хуже такой характеристики? Но как легко нам, людям с современными взглядами на жизнь, политику и мораль, рассуждать о жизни тех, кто родился, жил и умер тысячелетия назад. Возможно, для того, чтобы лучше узнать обстановку тех далеких лет, следует заглянуть в детство Митридата. А сделать это нам помогут древние авторы, оставившие нам жизнеописание понтийского царя Митридата VI. Митридат родился в 132 году до н. э. в столице Понтийского царства Синопе. Этот город до сих пор сохранился под этим названием. Не смотря на то, что Митридат был потомком персидской династии, обучение он получал в лучших эллинских традициях. Царевич Митридат был одаренным ребенком и кроме физического совершенства обладал талантом оратора и способностями к изучению языков. Но годы обучения для юного царевича быстро закончились. В одиннадцатилетнем возрасте царевич осиротел. В результате дворцового заговора был убит его отец царь Эвергет. По некоторым данным в этом была замешана мать Митридата царица Лаодика. Поэтому понятна ненависть Митридата к собственной матери. Между ними лежала власть и, вкусившая все прелести и преимущества, царица-мать не собиралась от нее отказываться.

Митридат же, как наследник престола, мог его занять лишь после совершеннолетия. Митридату грозила смертельная опасность. Он, не смотря на свои юные годы, это понимал и был настороже. Ему пришлось пережить несколько покушений на свою жизнь и, в конце концов, царевич вынужден был бежать из Синопы. Семь лет провел он в скитаниях, но они только закалили его дух и тело, а постоянная перемена мест ночлега, страх перед возможным убийством из-за угла, сделали недоверчивой его душу. В 19 лет Митридат вернулся домой, но не как беглец, а законный царь. И, первое, что он сделал, заключил в темницу свою мать, где она вскоре и умерла. Младшая сестра Митридата, которая по обычаю персов стала его женой, подсыпала ему в питье яд. Но Митридат был спасен служанкой, которая успела предупредить молодого царя. С этих пор Митридат регулярно приучал свой организм к ядам, что в последствие и сыграло с ним злую шутку. Но тогда молодой энергичный царь только начинал свои реформаторские дела, объединяя и расширяя Понтийские владения. Весной 108 года до н.э. войска Митридата подавили восстание мятежников, и его власть установилась на Боспоре [3, с.56]. При раскопках Нимфея, близ Керчи, был найден постамент статуи Митридата, где впервые он был назван «царем царей».

.
.

Постепенно Митридат объединил под своей властью все причерноморские города и государства. Их процветание в первые годы его правления выглядело резким контрастом, по сравнению с положением греческих городов, подвластных Риму. Жители городов Северного Причерноморья почитали Митридата как божество. Семь лет непрерывных побед сделали Митридата могущественнейшим из правителей Востока Но это не сделало его сердце мягче. Изведав коварство со стороны своих врагов, Митридат и сам порой не брезговал коварными методами при достижении своих целей. И так проходила его жизнь. Состарившийся, измученный неудачами и предательствами, царь оказался, в конце концов, на Боспоре. Отступать дальше было некуда. Римский император Помпей предложил ему полную капитуляцию, но Митридат гордо заявил, что этого никогда не будет! В отчаянии царь принялся собирать новое войско, включая в него не только свободных боспорян, но и рабов. В качестве союзников на Боспор были приглашены племена окрестных варваров. Все это не могло не вызвать возмущения и недовольства у населения и армии. Ситуацию усугубило тяжелое экономическое положение царства, вызванное римской блокадой, и непомерные налоги. Обстановка становилась все более взрывоопасной. Вначале восстали жители города Фанагории. Они захватили в плен четырех сыновей и дочь Митридата. Пока Митридат помышлял, как наказать непокорный город, вспыхнули новые восстания. Измены следовали одна — за одной. Митридат пробует примириться со скифами и посылает к ним посольство и двух дочерей в жены скифским царям. Но воины, отправленные Митридатом для охраны девушек, изменяют ему и отправляют дочерей Митридата к Помпею. Кажется, что не только люди, а даже боги стали против понтийского царя. Весной 63 г. до н.э. на Боспоре произошло сильнейшее землетрясение. Были разрушены не только города, а даже поля. Народ был в отчаянии. Создался наиболее благоприятный момент для мятежа в самом Пантикапее. Но Митридату удалось предотвратить заговор. Одним из участников заговора был его любимый сын Фарнак. Вначале Митридат хотел предать его лютой смерти, но позже простил. Ведь Фарнак был его последней надеждой. Больше сыновей рядом с ним не было. Трон нужно было кому-то передать по наследству. Но избежавший смерти Фарнак решил не ждать, когда отец добровольно уступит власть. Первыми примкнули к нему римские перебежчики-солдаты. Затем присоединились остальные войска, которым уже надоели постоянные войны и неудачи. Ранним утром колонны войска двинулись к дворцу Мигридата. Узнав же все, отец собрал небольшой отряд личной гвардии и направился навстречу мятежникам. Часть телохранителей Митридата перешла на сторону мятежников, а один из них нанес удар мечем, метясь в царя. Но царский конь отпрянул, и удар угодил животному в бок. Митридат успел соскочить с падающего коня и, выхватив меч, с верными людьми пробился назад в Акрополь [4, с.67]. Здесь, на вершине горы, которая позже будет носить его имя, Митридат собрал верных воинов, друзей, родственников и отпустил их к Фарнаку, напутствовав служить так же верно, как и его сыну. Сам же он вошел во дворец и, наполнив чашу вином, высыпал туда яд. Увидевшие это две его дочери Митридатисс и Ниса потребовали, чтобы сначала он дал выпить отраву им. Отец отказал, но они настояли. В конце концов, девушки добились своего и, выпив яд, тут же скончались. Их мужественный поступок доказывает, что Митридат был достаточно человечен, иначе его бы попросту не за что было бы им любить. Уйти из жизни вслед вместе с отцом — это настоящий подвиг, но он, к сожалению, остается незаслуженно забытым. Но сам Митридат, принявший яд, умереть от него не смог. Приученный к ядам организм царя противодействовал отраве. Обессилевшего, но живого царя нашел его телохранитель Битойт. Митридат подозвал его к себе и попросил оказать ему последнюю услугу — пронзить мечем. Когда слуга стал отказываться, Митридат сказал: «…Я не могу умереть от яда вследствие моих глупых предохранительных мер. Самого же страшного и столь обычного в жизни царей яда — неверности войска, детей и друзей — я не предвидел, я, который предвидел все яды … и сумел от них уберечься» [5, с.89]. Битойт выполнил просьбу старого царя, а затем убил себя. Так погиб величайший из царей древнего мира Митридат VI Евпатор. Сравнивая Митридата и хана Кенесары, необходимо подчеркнуть, что личность второго — также является незаурядной и яркой. Так же, как и Митридат, Кенесары является человеком из знатного рода. Он был старшим сыном султана Среднего жуза Касыма, внуком знаменитого хана Аблая. Кенесары родился летом 1802 года в предгорьях Кокшетау, в семье почти столетие игравшей доминирующую роль в общественной жизни Среднего жуза. Он с раннего детства проявлял большой интерес к военному делу, много слушал о древних и средневековых войнах, былых сражениях и великих полководцах. Этими качествами он схож с Митридатом. Будучи сарбазом в составе армии под командованием братьев, он испытывал на себе все трудности походной жизни. Так же, как и Митридат Кенесары обладал физическим совершенством и талантом оратора, являлся харизматичной личностью, и мог повести за собой народ [6, с.7].

.

С именем Кенесары связана целая эпоха в истории казахского народа. Вся его жизнь — яркий пример беззаветного служения своему Отечеству. Подвиги казахского героя и касымовских чудо-богатырей воспеты лучшими поэтами, писателями и художниками казахской земли [7, с.34]. Сегодня историки ищут пути переосмысления национально-освободительной борьбы казахского народа, под предводительством Кенесары Касыиова: предпосылок, характера, целей, движущих сил. Требования и цели Кенесары: о восстановлении территориальной целостности Казахстана, сохранении его самостоятельности, совпадают с требованиями Митридата. Он, как и Митридат хотел свободы и независимости для своей страны. Социальную базу движения Кенесары составляли казахи-кочевники, а также недовольные экспансивной политикой соседних государств и ликвидации ханской власти крупных феодалов. Ядром войск были ближайшие родственники Кенесары, основной же военной силой — батыры его родов со своими дружинами. Все эти обстоятельства позволяют соотносить Кенесары и Митридата, так как его также поддерживали близкие, которые не пожалели собственной жизни ради безопасности Митридата [8, с.23]. Военные силы царской России, Китая и среднеазиатских ханств настолько превышали силы Кенесары, что вооруженная борьба с ними заранее была обречена на неудачу. Так оно в конце концов и случилось, когда в результате временной военной коалиции царизма с киргизскими манатами- феодалами хан Кенесары был оттеснен в горы близ Токмака, разгромлен и пленен [9, с.12-15]. Такая же ситуация была у Митридата по отношению к римскому войску. Это восстание было самым крупным восстанием казахов в XIX веке, поднявшем на борьбу с царизмом большинство населения всех трех жузов. Оно охватило весь Казахстан, и было одним из длительных восстаний казахов. Национально- освободительное движение Кенесары, носившее антиколониальный характер, сыграло прогрессивную роль в истории казахского народа. Оно явилось школой политического воспитания масс. Восстание показало огромные силы сопротивления казахского народа. На базе этого восстания позже развивались восстания 50-60-х годов XIX в. В оценке этого движения в прошлом допускалось серьезное искажение исторической правды. В истории национально-освободительной борьбы под предводительством Кенесары Касымова стягивалось в единый узел множество проблем: борьба против колониальной зависимости, восстановление государственности, социальное освобождение казахских шаруа. У казахского народа были и есть свои заветные имена, впрочем, как и у любого народа, которые никогда не забываются и не стираются из памяти людской. С именем Кенесары связана целая эпоха в истории казахского народа. Вся его жизнь — яркий пример беззаветного служения своему отечеству [10, с.45]. , Историческая значимость Кенесары Касымова настолько велика, что нет никакой необходимости ее идеализировать. Все же десятилетняя освободительная война казахского народа под предводительством Кенесары не прошла бесследно. Образы Кенесары и его соратников всегда живы и будут жить в памяти народа, вызывая гордость потомков. Время неумолимо движется вперед, выдвигая совершенно новые методы и средства борьбы за независимость. С начала XX в. на политическую арену вышла национальная интеллигенция — новая политическая элита, для которых хан Кене служит идеалом преданности интересам народа. Современные авторы, изучающие историю древнего мира, также смотрят и изучают по-новому личность Митридата.

Кенесары стоял у истоков борьбы за возрождение независимой государственности Казахстана. Велики его заслуги в деле борьбы против имперской политики, за свободу казахского народа, за утверждение его чести и достоинства. Особо значимы духовные уроки его политического наследия в современных процессах развития самостоятельной государственности. Стремления и чаяния Кенесары, не имевшие реального воплощения в условиях тогдашней действительности, при всей их ограниченности носили общечеловеческий характер. Будучи вождем движения и горячим патриотом своей Отчизны, Кенесары Касымов в трудный час испытаний для своего народа проявил себя как выдающийся государственный деятель, незаурядный полководец и одаренный дипломат своей эпохи, посвятивший свою жизнь делу борьбы за свободу и независимость. Жизнь Кенесары Касымова закончилась так же трагично, как и у Митридата. С утверждением знаменитого путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского, называвшего Кенесары, «отважным Митридатом Казахской степи» можно согласиться, так как многое связывает этих двух замечательных людей из разных эпох. У них есть много общего. Таким образом, Кенесары Касымова можно назвать — отважным Митридатом казахской степи. Так как самая впечатляющая черта жизни и деяний Кенесары Касымова, как и Митридата, это — трагизм. Печать безысходности и обреченности соседствуют в его действиях с. ярким мужеством, решительностью, умением прямо смотреть в глаза судьбе, бросить вызов времени.

Гривеиная Л.А., Каражигитова Ж. (СКГУ им. М. Козыбаева)

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.