ПОЛИТИЧЕСКИЕ ССЫЛЬНЫЕ XIX СТОЛЕТИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Главная » Рефераты на русском » ПОЛИТИЧЕСКИЕ ССЫЛЬНЫЕ XIX СТОЛЕТИЯ В КАЗАХСТАНЕ

В современной внешней политике Казахстана российское направление определено в качестве важнейшего приоритета. Это обусловлено многими факторами, в том числе особым геополитическим положением двух государств, сложившимися тесными экономическими и культурно- гуманитарными связями, доверительными, добрососедскими, союзническими отношениями. Этот принципиальный курс закреплен в Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI век, подписанной между Казахстаном и Россией в 1992 году. Следование этим договоренностям предопределило выстраивание стабильной и предсказуемой политики с обеих сторон с первых дней независимости Республики Казахстан. По оценке Президента РК Н.А. Назарабева казахстанско-российские отношения представляют наиболее успешную и эффективную модель двустороннего сотрудничества на всем постсоветском пространстве. Сотрудничество между Казахстаном и Россией развивается по восходящей линии, причем во всех направлениях и характеризуется стабильностью, динамичностью, взаимным доверием и открытостью. Характер таких отношений уходит корнями в глубокое прошлое.

Особый интерес вызывают связи в области общественно-политической жизни XIX века, составной частью которой стала история политических ссыльных в Казахстан. Согласно периодизации русского освободительного движения, данной В.И. Лениным, были определены три этапа: дворянский (1825-1861 гг.), разночинский или буржуазно-демократический (1861-1895 гг.) и пролетарский (1895-1917 гг.). В соответствии с этой периодизацией определились этапы политических ссылок в Сибирь и Казахстан. Какое же значение на развитие Казахстана оказали участники освободительной борьбы, оказавшись в казахстанской ссылке? Выдающимися деятелями первого периода были декабристы — первые дворянские революционеры, выступившие против царизма с оружием в руках. Высоко была оценена деятельность декабристов русским революционером А.И. Герценом: «Дворяне дали России Биронов и Аракчеевых, бесчисленное количество «пьяных офицеров, забияк, картежных игроков, героев ярмарок, псарей, драчунов, секунов, серальников», да прекраснодушных Маниловых. «И между ними — писал Герцен — развились люди 14 декабря, фаланга героев, выкормленных, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя. . . Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины- сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия» [1, c.34]. Основной и ведущей идеей, объединившей декабристов, была идея борьбы против царизма и крепостничества. Их идеология имела революционно- демократический характер и была направлена на построение утопического социализма. В целях ее осуществления дворянские революционеры создали в 1816 году политическую организацию «Союз спасения», а в 1818 году – «Союз благоденствия». Несколько позже декабристы сгруппировались вокруг Южного и Северного обществ, которые и подготовили выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. После разгрома декабристов на Сенатской площади, поражения на юге последовали казни, заключение в тюрьмы, ссылки. После разгрома декабристского движения к следствию было привлечено 579 человек. П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, К.Ф. Рылеев, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский были повешены. 121 человек сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь. Местом ссылки ряда декабристов стал и Казахстан [2, c.25-28]. В 1826-1828 годах в различных гарнизонах Оренбургского края и Иртышских укреплений находилось ссыльные декабристы. В Омске в различные периоды времени отбывали наказание Л. Вронский, Н.А. Чижов, Н.В. Басаргин, В.И. Штейнгель. В Петропавловске – С.П. Палицын, Н.П. Кожевников, М.Д. Лаппа. Несколько лет в Бухтарминской крепости находился в ссылке М.И. Муравьев-Апостол. Некоторые декабристы были приписаны к мелким гарнизонам: Е.Е. Мусин-Пушкин – к Звериноголовскому, И.М. Черноглазов – к Верхнеуральскому, Е.Е. Франк – к Уральскому, П.А. Бестужев-Марлинский – к Кызыловскому, И. Высоцкий, К. и Ф. Ордынские, С.М. Семенов, Я.М. Былевский – к Усть-Каменогорскому [3, c.67]. Брошенные в тюрьмы, отправленные на каторгеу и в ссылку, декабристы не только остались верны прежним своим убеждениям, но и стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу.

Просветительство явилось той основой, которая объединяла, как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. В декабристской среде лозунг о просвещении стоял рядом с пониманием необходимости борьбы против деспотизма [1, c.87]. Просветительство и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и, в конечном счете, определило его место в общественно-политическом движении страны. Материалы «Русской правды» свидетельствуют о том, что для декабристов Сибирь и Прииртышье были частью Отечества. Они беспокоились о развитии производительных сил края, считали необходимым «осуществлять надзор над внутренней и внешней торговлею, стараясь оную распространить и оживить ею совершенно мертвые части Отечества» [3, c.62]. Декабристы обсуждали вопрос о положении казахского народа, уделяли внимание развитию его в будущем. Это нашло отражение в «Русской правде» П. Пестеля, в различных записках А.О. Корниловича и других научных и литературных работах. Декабристы не только развивали теоретические положения, но и пытались что-то практически предпринять: участвовали в научных экспедициях, поднимали в периодической печати казахскую проблематику, занимались составлением проектов о развитии просвещения в крае, земледелия и оседлости, оказывали медицинскую помощь. Находясь в ссылке, в Казахстане, забыв о своем предназначении и не найдя поддержки среди местного населения, декабристы перестали бъть революционерами, они полностью посветили себя просветительской и культурной деятельности. Конечно, масштабы этой деятельности для Казахстана были незначительными, но они стали предпосылками дальнейшего развития теоретической мысли и практики российского освободительного движения. В конце 50-х-начале б0-х годов ХIХ века в России сложилась революционная ситуация, которая привела к падению крепостного права. В освободительное движение пришло второе поколение русских революционеров – народников.

.

Народники — это представители разночинской интеллигенции, которые в идейном отношении делились на три направления. Первое, пропагандистское направление возглавлял П.Л. Лавров. Он разделял веру в социалистическую утопию, в самобытность исторического развития России, общину, как основу ее будущего строя; признавал необходимость социальной революции, критиковал революционный авантюризм, поспешность. Революция, по мнению П. Лаврова, должна была готовиться неустанной пропагандой интеллигенции среди народа, насилие должно быть сведено к минимуму: «Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой» — подчеркивал лидер [4, c.27]. Второе, бунтарское направление возглавлял М.А. Бакунин. Его анархическое учение говорило об антигуманной сущности всякого государства. Государства следовало заменить свободными автономными обществами, организованными снизу вверх. Наиболее отзывчивыми на пропаганду анархизма оказались неквалифицированные слои рабочего класса и люмпен-пролетарии. Бакунин М. объявил их авангардом рабочего движения. Последователи М. Бакунина составляли значительную часть народников и порою, действительно, прибегали к «пропаганде фактами » [4, c.28]. Третье, заговорщическое направление представлял П.Н. Ткачев. Он видел ближайшую цель в создании хорошо законспирированной дисциплинированной революционной организации, которая, не теряя времени на пропаганду, должна была захватить власть. В отличие от П. Лаврова, П. Ткачев полагал, что не просвещение народа должно предшествовать революции, а наоборот. После захвата власти уничтожаются консервативные и реакционные элементы, и распространяется равенство и братство. В противоположность бакунистам П. Ткачев считал целесообразным сохранить сильное централизованное государство. Идеи П. Ткачева нашли свое отражение в народническом движении конца 1870-х годов [4, c.29].

Народничество с самого начала было неоднородным движением. Уже в 1860-х годах в нем наметилось две основные тенденции – революционная и либеральная. С 1860-х и до начала 1880-х годов доминировали революционные народники, с середины 1880-х господствующее положение занимали либеральные народники. Первые народнические кружки возникли в 60-70-х годах XIX века в сравнительно крупных городах Казахстана: Оренбурге, Омске, Уральске, Троицке. В 1880-х годах они распространились по всей территории края. Акмолинск и Ташкент, Семипалатинск и Оренбург, Петропавловск и другие города стали центрами деятельности народнических кружков. Несмотря на то, что состав их был неоднороден и идейные позиции участников не всегда были едины, сам факт существования кружков свидетельствует об органической связи народничества с краем и его стремлении облегчить судьбу местного крестьянства [5, c.47]. Во второй половине XIX века на территории Казахстана работало множество историко-статистических, этнографических, геологических и географических экспедиций. Как правило, активными участниками их были революционные народники. В каждой экспедиции в качестве проводников и переводчиков принимали участие представители местного населения. Они одними из первых вступали в контакты с революционными разночинцами. Переводчики не только многое воспринимали, но и с готовностью делились теми сведениями, которыми располагали сами, были носителями знаний, материальной и духовной культуры своего народа, знали степные предания, важнейшие решения биев, положения обычного права, ритуалы и обряды, систему ведения скотоводческого хозяйства, пути кочевания и т. д. Впоследствии многие из этих вопросов нашли отражение в научных работах народников [6, c.11].

Вместе с И. Алтынсариным в Пограничном правлении Оренбургских казахов, работали политические ссыльные А.Н. Плещеев, М. Муравский, польские ссыльные М.И. Винер, А. Пашковский, М. Лукашевич, которые не могли не оказать влияния на формирование мировоззрения казахского просветителя. В 1870-1880-х годах через Оренбургский отдел Русского географического общества и газету «Оренбургский листок» И. Алтынсарин был связан с Э.С. Старшинским, Г.С Карелиным, А.А. Тилло. Все они подвергались преследованиям царизма. В борьбе за переустройство общества революционные народники большое внимание уделяли легальной и нелегальной печати. На территории Казахстана в ряде случаев они были организаторам периодических и продолжающихся изданий, принимали участие во всех местных изданиях, таких как: «Туркестанские ведомости», «Оренбургский листок», «Восточное обозрение», «Астраханского вестника», «Оренбургское слово». В статьях и публикуемых материалах прямо или косвенно критиковалась колониальная политика царизма, порядки в степи. Для современников 70-80-х годов XIX века эти публикации были весьма злободневны [5, c.72-74]. В них поднимались проблемы жизни и быта казахского народа, крестьянских переселений, здравоохранения в крае. Народнические материалы попадали и на страницы газет: «Сибирь» и «Степной край» [4, c.73].

Народники не ограничивались революционной деятельностью в крае, они активно занимались просветительством. Предметом их заботы стало, прежде всего, народное образование. Состояние образования в крае ими было проанализировано по областям и городам: показаны состояние школ, количество учащихся, состав и положение учителей, материальное положение учеников, уровень преподавания. При этом особое внимание уделялось постановке начального образования. Народники правомерно считали, что царская администрация в Казахстане «равнодушно относится к народному образованию», выступали за широкое просвещение казахского народа. Цифрами и фактами они показали низкий уровень мусульманского образования, считая, что такая школа не может дать серьезных знаний своим «питомцам». Революционные народники были не только теоретиками в области школьного образования, но и практиками, стремившимися претворить в жизнь свои идеи, в частности, среди казахского народа. Такова была деятельность Б.И. Сцеборского, Л.П. Степанова, К. Щербакова, Е. Бекарюковой, Н. Беляева, А. Шайтанова, Д. Гусева, Д. Дениша, А. Прозоровского, К. Дудоладовой, И.М. Скорковского, Е. Нечволадовой, А. Калычевой. В разных местах Казахстана при участии революционных народников были открыты «Общества попе- чения о начальном образовании». Они вели свою деятельность в Семипалатинске, Кустанае, Актюбинске, Петропавловске, Ташкенте, Аулие-Ате, Верном. Либеральные народники в противовес революционерам пытались узаконить мусульманское образование. Идеи либеральных народников смыкались с официальными установками властей. Лучшим типом школ в крае либеральные народники считали русско-казахские сельскохозяйственные школы. Но в казахских интернатах и сельскохозяйственных школах уровень организации учебного процесса не был поставлен на должную высоту. В тоже время в системе образования они выступали против бюрократизма, самоуправства уездных начальников, боролись против нищенского положения школ и тяжелых условий труда учителей. Народники развернули в Казахстане и медицинскую деятельность. Медики- народники работали в различных уездах Казахстана и были тесно связаны с жителями Внутренней орды, уездов Акмолинской, Сырдарьинской и Семиреченской областей. Они были авторами многочисленных описаний и отчетов медико-санитарного состояния жителей казахских степей. Такие материалы публиковались в местных ведомственных изданиях. Низкий уровень медицинского обслуживания в аулах и городах Казахстана народники выносили на суд общественности. Они вскрывали бедственное положение казахского и русского населения, отсутствие необходимой медицинской помощи, распространение различных болезней (Д. Л. Дедлов, Л. А. Кузнецов, В. Остафьев и др.). В период эпидемии холеры, тифа, цинги, врачи-народники проявили самоотверженность. Они организовали медицинские пункты, доставали лекарства, в тяжелых условиях проводили приемы больных, работали в больницах, противохолерных и противотифозных бараках. За жизнь людей боролись врачи- народники Л.К. Кузнецов, Д.Д. Бекарюков, С.Н. Флоровский, К.А. Белиловский, А. Будков, Л.3. Буйко, А.А. Полубинский и др. Особенно тяжелыми были голод и эпидемия холеры 1892 года [6, c.22]. Таким образом, в Казахстане в условиях политической ссылки уровень революционной идеологии народничества определялся отношением к народу, к местному населению. Главным должен был стать анализ экономического и правового положения человека. В отличие от центральных губерний России в Казахстане социальная база народничества была намного уже. Слабое социально-экономическое развитие края, пассивность населения, незнание языка, культуры и быта народов оказалось серьезным препятствием для революционной деятельности народников в Казахстане.

.

На пути пропагандистской деятельности народников стояли классовые, социальные и религиозные препятствия, которые они преодолевали с большими трудностями. В условиях национальных окраин для народников основными задачами были революционная пропаганда и просветительская деятельность. Последняя находила свое выражение в различных формах: деле образования, организации медицинской помощи, научных исследованиях и экспедициях. На все последующее развитие международного революционного движения огромное влияние оказала революция 1905-1907 годов в России. Она была подготовлена всем ходом экономического и политического развития страны. Основными причинами революции в России и на ее окраинах были сохранение в стране пережитков крепостничества, которые мешали дальнейшему развитию производительных сил общества, сохраняли противоречия между помещиками и крестьянами, двойной гнет народов национальных окраин. На арену открытой политической борьбы вступил рабочий класс, вдохновляемый и руководимый своим боевым авангардом – большевистской партией [6, c.28]. Началом революции явились события 9 (22 января) 1905 года в Петербурге, когда свыше 140 тысяч рабочих в мирном шествии с иконами и царскими портретами двинулись к Зимнему дворцу. По приказу царя безоружных рабочих, их жен и детей войска встретили оружейными залпами, саблями и нагайками. Тысячи человек были убиты и ранены [7, c.29]. Революционные события в Казахстане начались после «Кровавого воскресенья» 1905 года. Революционное движение здесь особенно усилилось в период Всероссийской политической стачки в октябре 1905 года. Самым крупным интернациональным выступлением казахских и русских рабочих явилась забастовка на Успенском (Нельдинском) рунике в Центральном Казахстане, где трудились более 300 рабочих, 265 из них были казахи, Усть-Каменогорске, Семипалатинске, в Уральске, Кустанае, Перовске и Верном [7, c.31]. В пробуждении классового самосознания трудящихся Казахстана, в распространении идей марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма решающую роль сыграли ссыльные социал-демократы. Среди них были: Г.Ф. Кудрявцев, В.Д. Соколов, Э. Абрамович, П.М. Кашинский, В.А. Вапновский, И.А. Домашянчус, А.С. Кагаровская и т. д. [8, c.27]. В распространении идей пролетарского интернационализма среди населения национальных окраин царской России, в сближении народов в борьбе против общего врага сыграли важную роль печатные органы социалистических организаций («Искра», «Степной край», «Русский Туркестан») [7, c.26].

Одной из особенностей социал-демократических организаций края этого периода было то, что здесь чисто большевистских организаций не было. Они объединяли большевиков и меньшевиков, а также неопределившихся еще социал-демократов. Нельзя не отметить, что революционное движение в Казахстане носило разрозненный характер. Партийные организации были разобщены, их деятельность в большинстве случаев была замкнута узким кругом использования местных возможностей. В целом, создание социал-демократических организаций и групп в ряде городов Казахстана и их деятельность явились важным фактором мобилизации народа на борьбу против самодержавия, за социальное и национальное освобождение трудящихся масс. Революция пробудила к политической жизни также демократическую интеллигенцию Казахстана. Многие деятели литературы и искусства словом и делом поддерживали революционные действия народа. Одним из первых выразителей стремлений передовой части казахской интеллигенции, вставшей на сторону пролетариата против царизма, был Алиби Джангильдин. В 1905 году он участвовал в революционном движении в Казани, являлся членом нелегальных кружков в Москве [7, c.36]. Революционные события 1905-1907 годов для трудящихся Казахстана не прошли бесследно. Пропаганда марксизма-ленинизма, распространение его идей среди масс в Казахстане, впервые приобретшие здесь в годы первой русской революции поистине широкий размах.

.

Таким образом, влияние русского освободительного движения на общественно- политическую жизнь Казахстана имеет многоплановый характер. Борьба за демократические свободы против эксплуатации, бюрократизма и колониального гнета была важной стороной движения революционеров в условиях Казахстана. Проблема «киргизского народа» и «инородцев» по своей значимости для них была не менее важной, чем вопрос о положении русского народа. Вся деятельность политических ссыльных в казахском крае, где господствовали феодально-патриархальные отношения, в целом носила демократический, революционный характер. Разносторонняя деятельность политических ссыльных в Казахстане — организация подпольных кружков, участие в создании научных обществ, изучении края, контакты к казахами- исследователями, медиками, учителями, выдающимися казахскими просветителями заложили прочные основы русско-казахских отношений в дореволюционный период. Подводя итоги, мы приходим к выводу, что влияние российских революционеров ХIХ века на общественно-политическую и культурную жизнь Казахстана была многогранной. Деятельность представителей дворянского периода освободительного движения, которое было «за народ, но без народа» оказалась направленной только в рамках просветительской деятельности. Революционные народники, занимаясь просветительской деятельностью, в различных ее формах, не забывали о революционной деятельности. Только пропаганда народнического движения на территории Казахстана была узка и ограничена в рамках политических организаций. Деятельность большевиков было чисто революционной, особая роль которой отводилась распространению идеологии марксизма-ленинизма среди трудящихся масс Казахстана.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.