Понятие культуры межнационального общения

Home » Рефераты на русском » Понятие культуры межнационального общения
Рефераты на русском Комментариев нет

Масштабность начавшейся работы по обновлению общества требует научного понятия проблемы культуры межнационального общения. Изучение этой проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение в воспитании как студентов, так и населения в духе дружбы народов и межнационального согласия. Понятие «культуры межнационального общения» выражает новое явление в нашей практике и воспитательном процессе. Это не только тенденция будущего, но и то, что воплощается сегодня в жизнь Казахстана и других стран. Культура межнационального общения необходима человеку для познания, освоения, изменения и совершенствования межнациональных отношений и выступает эффективным средством и способом как национального прогресса, так и воспитания в духе общенациональной гордости. В культуре межнационального общения фокусируется отношение людей к представителям других национальностей. Не менее важно для нее и умение заключать, говоря словами французского просветителя Ж.-Ж. Руссо, «общественный договор».
Культура межнационального общения является культурой в сфере национальной политики. Это определенное системное качество, способ общественной жизни и деятельности народов, форма обеспечения развития и преемственности национальных и интернационалистических идей, норм, убеждений и т. д. в их единстве и взаимосвязи. Понятие «культура межнационального общения» применимо к характеристике культурного уровня как социальных групп, слоев, классов, народов, так и отдельной личности. Культура межнационального общения во многом обусловлена общей культурой общения населения. По мере обновления общества ускоряется переход к сознательному и более тесному объединению людей разных национальностей. Сложившиеся в Казахстане и других дружественных странах новые отношения между людьми, классами, социальными группами и народами создают условия, определяющие культуру межнационального общения населения как объективную необходимость.
Культура межнационального общения -это особое качество общественных отношений, возникающих на основе развития и сближения национальных общностей и предполагающих фактическое равенство народов в экономическом, политическом, культурном, научно-техническом развитии, дружескую взаимопомощь между ними, учет национальных интересов и национальных особенностей друг друга, уважительное отношение к национальным языкам. Эти особенности обусловлены общностью экономической, социально-политической и культурно-духовной жизни дружественных наций, народностей, национальных и этнических групп, единством научного мировоззрения.
В структурном отношении культура межнационального общения предполагает наличие двух основных ее компонентов, которые диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первый включает совокупность таких качеств человека, как степень научного знания и понимания сущности национальных процессов, убежденность в необходимости соблюдения принципов и требований научной национальной политики. Он характеризует глубину осознания субъектом общения, т. е. уровень индивидуального интернационалистского сознания. Второй реально отражает возможность целесообразно использовать знания об интернационализме, интеграции, о национальном вопросе, позволяет судить о практическом отношении человека к требованиям функционирующей системы национального взаимодействия. Неслучайно состояние повседневной культуры общения людей разных национальностей служит критерием социальной зрелости народа.
Анализируя понятие «культура межнационального общения», мы сталкиваемся с таким понятием, как «национальные отношения», которое рассматривается как однопорядковое с понятием «межнациональное общение». В многочисленных научных исследованиях чаще всего они не разграничиваются, поскольку просто однолорядковые и одновременно взаимопроникающие. Пронизывая внутренние структуры, систему многообразных связей/они выражаются в явлениях случайных и необходимых, общественных и индивидуальных, глубинно-сущностных и лежащих на поверхности. Поэтому нередко отношения между разными национальными общностями рассматриваются как межнациональное общение, а общение между представителями различных национальностей — как национальные отношения.
Следует иметь в виду, что национальные отношения проявляются на разных уровнях — общностном и личностном. В этой связи нам хотелось бы, прежде всего, выяснить специфику национальных отношений.
Национальные отношения — это специфическая форма общественных отношений, представляющая собой систему отношений внутри нации и между нациями, основанных на взаимном доверии равноправных граждан, народов. В систему входят экономические, социально-политические, государственно-правовые, идеологические, нравственно-психологические, культурно-бытовые и другие отношения национальностей.
Специфика национальных отношений определяется и тем, что субъектом их является социально-этническая общность: нации, народности, национальные и этнические группы. Это значит, что на экономические, политические, духовные отношения внутри и между народами непосредственное и опосредованное влияние оказывает национальное. Все это обусловливает, в свою очередь, относительную самостоятельность национальных отношений и характерные для них закономерности.
Очевидно, что понятие «национальные отношения» более широкое, чем понятие «межнациональное общение», обусловленное существованием национальных общностей. На личностном уровне в общении представителей разных национальностей эти связи преломляются в межиндивидуальных взаимоотношениях, являясь многогранным проявлением общественного в личном и личностного в общественном. нальных вопросов на единственно возможной основе — в интересах прогресса каждой нации и народности, в интересах их дальнейшего сближения, интеграции, в интересах всего обновляющегося общества.
Примат общечеловеческого в условиях обновления общества и научно-технической революции не ведет к отрицанию национального в культуре межнационального общения. Такие поведенческие принципы, как толерантность, уважение национального достоинства других людей, понимание специфической особенности и глобальной ценности каждой из национальных культур, обогащающих цивилизацию, а также забота об охране окружающей среды, становятся не только достоянием каждой национальной культуры, но и фундаментом их последовательного развития. При этом глубоко национальное всегда содержит общечеловеческие ценности. Поэтому общечеловеческое, по В. Г. Белинскому, заключено в национальную сферу и выражено наиболее ярко только как национальное.
В связи с этим следует подчеркнуть, что культура межнационального общения является важнейшим фактором совершенствования как национального, так и общечеловеческого сознания людей. Понятие «культура межнационального общения» близко к понятию «общенациональное самосознание», но не тождественно ему. Общенациональное самосознание одновременно вбирает лучшие черты народов и объединяет их общими интересами, идеями, идеалами и целями. Например, в функциональном отношении общенациональное самосознание казахстанцев, регулируя установки, ориентации, поведение личности, проникает в сферу культуры межнациональных отношений. Осознание же необходимости объединения усилий в решении глобальных проблем современности, понимание того, что наша страна и наши народы -часть общей цивилизации, развивает и обогащает общечеловеческие ориентации и ценности культуры межнационального общения,.
Становление и развитие общенационального самосознания народов Казахстана-достаточно длительный, внутренне противоречивый социальный процесс. К основным элементам такого самосознания можно отнести осознание общности коренных интересов казахстанцев, приверженность к общечеловеческим ценностям, принципам подлинного интернационализма в единстве с патриотизмом и т. д., и т. п.
Общенациональное самосознание ~ это форма отражения жизни и роста культуры межнационального общения, которое представляет собой концентрированное выражение прогрессивных черт и общечеловеческую ценность в национальном сознании народа. Это своего рода призма, через которую субъектом воспринимаются все процессы развития и сближения наций, народностей, национальных и этнических групп.
Общенациональное самосознание, являясь «сквозным» элементом культуры межнационального общения, не исчерпывает ее содержание. Культура межнационального общения предполагает не только понимание, осознание национальной политики, не только интернационалистические убеждения, но и способность субъекта к таким действиям, которые делают его участие в области национальных отношений эффективным.
Таким образом, культура межнационального общения -понятие более широкое, чем общенациональное самосознание.
Углубление интернационализации общественной жизни под воздействием научно-технической революции способствует росту культуры межнационального общения. Об этом свидетельствуют и результаты социологического исследования республиканского актива Казахстана. Опросом были охвачены 1392 респондента из пяти областей Республики Казахстан: Алматинской, Акмолинской, Костанайской, Семипалатинской и Южно-Казахстанской. Результаты опроса показали регулярность контактов между людьми различных национальностей. Так, каждый респондент сообщил, что живет по соседству с представителями не менее пяти различных национальностей, 83,1% опрошенных имеют среди представителей других национальностей близких друзей, более 50% — близких родственников, 91,9% — приглашают и сами ходят в гости к людям других национальностей. Общественно-политическое обновление стимулирует совершенствование культуры межнационального общения населения. Здесь на передний план все чаще выходят общечеловеческие черты. Становясь доминирующими, они в обобщенном виде включают все элементы интернационалистического отношения к людям. Это, конечно, не означает, что национальное под воздействием научно-, технической революции автоматически вытесняется и заменяется интернациональным. Следует отметить, что общечеловеческое, определяя сущность культуры межнационального общения людей, своими корнями уходит в сложную диалектику национального и интернационального, свойственных каждой нации и народности, населяющих Казахстан. Разумеется, у каждой нации, народности имеются национальное сознание, национальная гордость за созданные ею материальные и духовные ценности, за свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации и, конечно, демократизацию общества. А также нельзя забывать, что истинно общечеловеческое -всегда национальное и наоборот.
Диалектика общечеловеческого и национального отражает всеобщие стороны культуры межнационального общения народов и индивидуумов. Только единство общечеловеческого, интернационального и национального, их гармоничен кое сочетание создают тот необходимый уровень зрелости, который свойствен подлинно общенациональному и патриотическому сознанию людей. Чтобы быть патриотом, интернационалистом, следует думать как об интересах своей нации, так и об общенациональных интересах народов, их всеобщей свободе и равноправии.
Результаты социологического исследования основных компонентов патриотическо-интернационалистического мировоззрения среди республиканского актива Казахстана говорят о существенных недоработках в вопросах формирования и развития этого мировоззрения. Например, характерны непонимание многих процессов жизни наций и народностей, влияние на эти процессы научно-технической революции, низкий уровень культуры межнационального общения. В связи с эти необходимо улучшить подготовку государственных, профсоюзных работников, хозяйственных руководителей, работников образования, культуры и науки, студенческой молодежи в области учения о нациях и межнациональных отношениях, национальной политике правительства и государства. Целесообразно, например, на всех факультетах высших учебных заведений ввести спецкурс «Основы научной национальной политики» (в объеме примерно 22 ч лекций и 20 ч практических занятий). Повышению культуры межнационального общения населения, на наш взгляд, могли бы способствовать разработки программы национального развития Казахстана, создание межвузовских кафедр «теория и практика национальных отношений», а в системе Министерства образования и науки Республики Казахстан — Центра национальных и международных отношений.
Создание этих подразделений и чтение лекций, проведение практических занятий по актуальным проблемам национальных вопросов и разработка программы национального развития республики, несомненно, будут содействовать значительному повышению уровня культуры межнационального общения населения. Не следует также забывать о наличии программных положений в документах многих неформальных организаций. Их научный анализ и в случае необходимости критика должны будут сыграть роль своеобразного барьера, ограждающего сознание людей от разрушительного влияния национализма и шовинизма, экстремизма и трайбализма.
В этой связи следует отметить, что долгое время развитие дружбы народов и культуры межнационального общения осуществлялось директивно. А когда началась перестройка, некоторые начали ставить под сомнение интернационалистское общение, воспитанное в годы испытаний, в совместном труде и быту. Например, кое-кто в угаре национализма, трайбализма договаривался до того, что объявил интернационализм, дружбу народов ничего не значащими пропагандистскими лозунгами, иллюзиями, мифами, не отражающими реальное положение вещей и национального бытия. Если называть вещи своими именами, то в данном случае речь идет о сознательно распространяемой неправде, отрицающей реалии роста межнационального общения как веления времени и объективной необходимости.
В культуре межнационального общения практически отражено такое качественное состояние сознания, которое детерминировано объективным процессом развития и сближением национальных общностей, необходимостью объединения усилий многонационального рабочего класса, крестьянства, трудящихся масс за утверждение и совершенствование демократического, справедливого общества. Социальная ценность этой культуры состоит, прежде всего, в полезности практической целесообразности. Под таким углом зрения мы обязаны видеть положение дел во всех сферах жизни. Именно практическая деятельность дает нам принципиальный ответ на вопрос, в каком направлении и какими темпами идет и будет развиваться процесс формирования культуры общения людей разных национальностей, какие нормы, принципы останутся ведущими в их взглядах и соответственно в общественном поведении. При этом не следует забывать, что уровень интернационалистской зрелости человеческого общения характеризуется не только усвоением принципов его культуры, но и «растворением» этих принципов в себе, выработкой внутренней потребности к высокоинтернационалистскому поведению в любых обстоятельствах. Человек, следующий принципам высокой культуры межнационального общения, как правило, социально активнее, более дальновиден, увереннее смотрит в будущее.
Интересными представляются с точки зрения определения зрелости культуры межнационального общения и поиска путей роста культуры и общения ответы на вопрос: «С людьми каких национальностей у нас сложились наиболее тесные, дружественные отношения?». Приводим результаты социологического исследования, проведенного нами на Алматин-ском хлопчатобумажном комбинате (675 респондентов), Шым-кентском свинцовом заводе (401) и среди тружеников села Алматинской области (349 респондентов).
Улиц казахской национальности тесные отношения сложились, %: с людьми своей же национальности — 66,7 респондентов; русскими — 57,4; уйгурами — 32,4; татарами — 20,9; немцами — 20; узбеками — 17,4 и украинцами — 14,3. У лиц русской национальности наиболее тесные отношения сложились, %: с русскими — 65,6; казахами — 55,6; немцами — 39,7; украинцами — 37,8; уйгурами — 24,7; татарами -21,1; узбеками-14,2. У лиц уйгурской национальности такие отношения сложились, %: с казахами — 59,5; уйгурами — 47,4; русскими -44,5; узбеками — 14,2* немцами — 9,2; татарами — 8,1; украинцами — 6,9.
Украинцы ответили, что наиболее дружественные отношения у них сложились с людьми других национальностей, %: 76,6 ~ с русскими, 67,7 — казахами, 47,1 — уйгурами; 44,1 -украинцами; 44,1 — татарами; 35,3 — немцами; 17,6 — узбеками; лица немецкой национальности ответили, %: 82,5- русскими; 64,1 — казахами; 56,4 — немцами; 23,1 — уйгурами; 23,1 -украинцами; 17,9-татарами и 10,3-узбеками.
Как видим, даже беглый взгляд позволяет оценить ситуацию межнационального общения в регионе и установки людей разных национальностей на общение. Поливариантность установок на межнациональное общение говорит о том, что в обществе утвердилась высокая степень общения. Необходимо эти процессы регулировать, особенно углублять и расширять межнациональное общение, а не способствовать разделению народов различными экстремистскими и религиозными, шовинистическими и националистическими лозунгами. В русло этих тенденций вписываются подлинно национальная идея, создание общенационального согласия и единения народов Казахстана. Они призваны объединить усилия народа в его стремлении к взаимопониманию, взаимоуважению и миру в многонациональном обществе.
Социально зрелый человек не задумывается, насколько его поступок объективно интернационален, отвечает культуре общечеловеческого поведения, он просто действует в соответствии со своим внутренним порывом. Его совесть и долг определяют его интернационалистическое поведение. Не об этом ли говорит поступок воспитателя Алматинской школы-интерната № 5 В. М. Хафуса, который, не раздумывая ни секунды, отдал жизнь за спасение детей-сирот, как оказалось, разных национальностей. Увидев, что потерявший управление автомобиль угрожает жизни детей, идущих в кинотеатр, он прикрыл их своим телом. Не думал В. М. Хафус в эти мгновения ни о героизме, ни об интернационалистической и общечеловеческой значимости своего поступка. Просто он действовал, ловелению души…Несколько подобных героических по своей сути интернационалистических подвигов совершают люди Казахстана и Евразии! Их следует оценивать по самой высокой шкале культуры межнационального общения.
При ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или землетрясении в Армении дружественные народы оказывали помощь. Землетрясение в Восточно-Казахстанской области болью отозвалось сердцах миллионов людей. Проявляя заботу о ликвидации последствий землетрясения, казахстанский народ продемонстрировал лучшие черты интернационалистской культуры — чувство долга, коллективизма и героизма. Добровольные взносы в фонд Восточно-Казахстанской области составили миллионы рублей.
Сегодня казахстанцы демонстрируют подлинную дружбу народов. По этому поводу справедливо отметил профессор К. И. Мирзоев: «Казахстан известен в мире как лаборатория дружбы народов. Это неоднократно было доказано не только во времена перестройки, но и во времена суверенизации многих республик, ведь на территории некоторых из них не перестает проливаться братская кровь и по сей день. Среди бывших республик СССР Казахстан один из немногих верен традициям стабильности и гуманизма». Высокий уровень культуры межнационального общения Казахстанцев подтверждают и результаты конкретно-социологических исследований. Большинство опрошенных работников республиканского актива Казахстана чаще встречали дружные коллективы, чем недружные; 73 редко встречали дружные коллективы и лишь 2,9% не встречали дружных коллективов. 73,7% респондентов ответили, что в их коллективах не было конфликтов на межнациональной основе. Сходная картина выявлена исследованиями Б. К. Байляровой, Л. М. Иватовой и М. М. Сужикова.
Принципиальное методологическое значение для понимания культуры межнационального общения между национальностями имеет вопрос о том, что достижения не должны создавать представления о беспроблемности национальных процессов и отсутствии противоречий в межнациональных отношениях и что нынешние проблемы в национальном вопросе в значительной степени связаны с недооценкой реальных общественных процессов и ошибками.
Национальная политика предполагает наличие проблем и теоретически, и практически. На современном этапе развития казахстанского многонационального общества первостепенное значение приобретают проблемы преодоления негативных явлений в экологии, экономике, социальной сфере, морали. Усилилась необходимость борьбы с национальной ограниченностью, неотложными стали реализация мер по демократизации национальной жизни, обновление государства, осуществление принципа социальной справедливости, единство слова и дела и т. д. Все это — в интересах всего многонационального государства и каждой национальности, как и выравнивание социальной структуры национальных общностей, углубление взаимодействия и взаимообогащения национальных культур и языков, усиление интернационального и патриотического воспитания.
Решение этих вопросов поможет преодолеть трудности и разрешить противоречия в сфере национальных отношений, обеспечить дальнейшее совершенствование культуры межнационального общения. Важную роль при этом приобретает научная, справедливая кадровая политика,
Осуществляя подбор кадров, их расстановку и перемещение, воспитание и обучение, как в республиканском масштабе, так и на местах, государство и правительство Казахстана исходят из высших интересов страны, национальных, общенациональных интересов. Ориентации на местнические, ведомственные интересы чреваты опасными последствиями, такими, как протекционизм, трайбализм, кумовство, а также родоплеменной, национальный эгоизм и т. д.
Именно так случилось в Казахстане в застойный период и во время горбачевско-колбинекой перестройки. Кадры, как правило, выдвигались не по политическим, деловым и нравственным качествам, а по признаку родства, землячества, преданности, а нередко и из корыстных побуждений. Цена подобных негативных явлений — замедление темпов научно-технического прогресса, экономического роста и его социальной отдачи; административно-бюрократические методы руководства экономикой, культурой, наукой; разбухание управленческого аппарата, нарушение социальной справедливости; коррупция, круговая порука, протекционизм, семейственность, иждивенчество, двуликость, родоплеменная кичливость, самолюбование и помпезность; серьезные перекосы в сфере национальных отношений. На этой почве происходили моральное разложение и перерождение кадров, которые привели к изъянам в интернациональном и патриотическом воспитании населения, прежде всего молодежи.
Поэтому государство и правительство суверенного Казахстана повели решительную борьбу за наведение порядка в системе кадров. Обновленному обществу нужны работники с твердыми общечеловеческими и гражданскими установками, идейно-политической убежденностью, способные постоять за истину и быть на высоте своего нравственного, патриотического, интернационального, общечеловеческого долга.
Успешное решение проблем, накопившихся в национальной сфере, государство и правительство Казахстана видят в укреплении кадрового корпуса, активизации здоровых сил в обновлении межнациональных отношений, решительном преодолении проявлений национализма, шовинизма и других нега-тив-ных явлений, воспитании интернациональной культуры. Как показывает жизнь, ряд руководителей оказался не готовым к работе в условиях обновления общества, широкой демократизации и самостоятельности. Они сохраняют прежние методы руководства и постоянно тормозят демократизацию в национальной сфере жизни общества. К тому же в прошлом некоторые из них совершили деяния, забыть и простить которые народ не может. В то же время люди компетентные, мыслящие по-новому, преданные делу, патриоты, интернационалисты, энергичные, способные углублять реформирование и ускорять научно-технический прогресс, нередко не могут полностью реализовать свой потенциал. Умение выявить таких тружеников, позволить им показать на практике свои способности также должно стать непременным элементом интернационалистской культуры руководителя любого ранга.
. Государство и правительство Казахстана принимают все необходимые меры по очищению государственных, исполнительных органов от неспособных, скомпрометировавших себя лиц, укреплению всех участков хозяйственного и культурного строительства честными, инициативными работниками — подлинными патриотами и интернационалистами, обеспечению должного представительства проживающих в республике национальных групп во всех сферах общественно-политической структуры.
Долгие годы благополучие в межнациональном общении мы измеряли в процентах представителей различных национальностей в партийных, советских, государственных органах и общественных организациях республики. Так, 20,6% респондентов АХБК, 18,2% работников Шымкентского свинцового завода и 18% сельских тружеников считают, что в их местности распространено такое негативное явление в сфере межнациональных отношений, как выдвижение на руководящие посты или «престижные» должности по национальному или родо-племенному признаку. При этом мы зачастую не думали над тем, насколько эти люди способны выразить интересы своего народа в тесной связи с интересами других народов, могут ли их отстаивать и одновременно проводить политику правительства и государства, вести за собой массы, т. е. быть политическими лидерами. Это, к сожалению, не было учтено, В условиях обновления общества необходимо иметь в виду такой важный аспект кадровой политики, это веление времени.

LEAVE A COMMENT

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.