Проблема датировки образования Казахского ханства в источниках и историографии

Главная » Рефераты на русском » Проблема датировки образования Казахского ханства в источниках и историографии

Становление и развитие государственного суверенитета Казахстана актуализировали многие проблемы истории государствообразующего этноса – казахского народа. В новых условиях повышенный интерес у общественности и ученых-обществоведов вызвали вопросы, связанные с историей развития государственности на казахской земле, определением ее истоков и динамики развития. Одним из важных этапов эволюции государственности на территории Казахстана является период существования средневекового государства казахского этноса – Казахского ханства. Современные исследователи рассматривают образование Казахского ханства как результат сложных этнополитических, социально-экономических и этнокультурных процессов, протекавших на территории современного Казахстана и прилегающих к нему регионов в XIV-XV века. Главным итогом этих процессов было завершение формирования, в рамках постмонгольских государств (Ак-Орды, Могулистана, Ногайской Орды, Сибирского ханства), казахской народности, перед которой теперь стояла насущная необходимость объединения в рамках одного государства. Решение этой непростой задачи и обеспечило Казахское ханство. Вопрос о времени образования Казахского ханства, первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса, перманентно возникает в последние десятилетия в Отечественной историографии. Целью данной работы является рассмотрение проблемы датировки образования Казахского ханства и ее отражение в источниках и историографии.

.

Но, прежде всего, необходимо отметить следующие важные моменты проблемы государственности Казахстана. Следует четко разграничить между собой три ключевых вопроса: 1. Когда возникла государственность на территории Казахстана? 2. Когда возникла казахская государственность? 3. Когда возникло Казахское ханство? Вполне очевидно, что ответы на эти вопросы между собой не тождественны. Во-первых, государственность на территории современного Казахстана имеет глубокие корни. Основная часть отечественных исследователей считает, что первые государственные образования на территории Казахстана были созданы еще в конце тысячелетия до н.э. далекими историческими предками казахов – усунями и кангюями. Во-вторых, казахская государственность могла возникнуть, естественно, только после сложения самого казахского этноса. Работы отечественных исследователей (историков, филологов, антропологов и др.) показали, что длительный процесс формирования казахского народа в основном завершился в XIV – первой половине XV века. Тем самым очевидно, что Казахское ханство, возникшее только во второй половине XV века, не является первым государством казахского народа, т.е. казахи и до Казахского ханства могли иметь свое государство. Таким первым казахским государством или казахскими государствами могут быть несколько политических объединений – Ак Орда, Ханство Абулхайра, Могулистан, Ногайская Орда и Сибирское ханство. Они существовали в тот период на территории Казахстана и включали в свой состав местное население. Согласно средневековым представлениям, жизнь государства была тесно связана с правящей в нем определенной династией, «государства возникали и падали вместе с той или иной династией». Если исходит из этого, то первым государством казахского народа следует признать Ак-Орду, которая была создана прямыми предками казахских ханов и охватывала основную часть территории Казахстана. Данное мнение, осторожно высказанное в казахстанской историографии еще в 70-е гг. ХХ века, находит сейчас все больше сторонников. К.А. Пищулиной, рассматривая историю образования Казахского ханства, указывает напрямую династийную связь его правителей с ханами Ак-Орды и на этническую общность населения обеих государств, и делает вывод, что «и Ак-Орда должна быть признана Казахским государством». Оправданность подобного заключения подтверждается сведениями исторических источников. Так, например, в своих трудах средневековые историки Хайдар Рази и Ахмад Гаффари относят казахских ханов к правителям Ак-Орды. Тем самым Ак-Орда является первым государством народа, который со временем будет именоваться казахским [1, 331 с.] Остановимся теперь конкретно на вопросе о дате образования Казахского ханства.

Следует отметить, что до 70-х гг. XX в. данный вопрос исследователи специально как отдельную проблему вообще не рассматривали и ее ставили «в один ряд с иными событиями политической истории казахского общества». В это время ряд своих работ датировке времени образования Казахского ханства посвятили Т.И. Султанов и К.А. Пищулина. В 90-е гг. XX в. данный вопрос нашел отражение в работах казахстанских историков К. Акишева, А. Хасенова, Б. Карибаева и др. Рассматривали в своих исторических изысканиях проблему датировки Казахского ханства известные писатели Казахстана М. Магауин и К. Салгарин. Следует также сказать о псевдонаучных, но растиражированных публикациях по данной теме кандидата технических наук К. Даниярова. Таким образом, на сегодняшний день в историографии высказаны несколько основных мнений относительно времени образования Казахского ханства: 1. По мнению К.А. Акишева, началом сложения узбекской и казахской государственности необходимо считать время образования Ханства Абулхаира, т.е. 1428 г. [2, 132 с.]. 2. Имеющее наибольшее распространение в исторической литературе датировка – 1456 г. Ее сторонники (М. Тынышпаев, С. Жолдасбай, М. Магауин, К. Салгарин и др.) считают, что в этом году произошла перекочевка Керея и Жанибека на территорию Западного Могулистана (Жетысу), после чего сразу же образовалось Казахское ханство [3, 115-131 с.]. 3. К.А. Пищулина считает, что «время образования Казахского ханства лишь приблизительно может быть определено второй половиной 60-х гг. XV в.» и дата этого события – 870 г.х. 1465/66 г., предложенная Мирза Хайдаром, первое и единственное в письменных источниках датировка, вполне приемлема [1, 262 с.]. 4. По мнению Т.И. Султанова, с ним солидарен и кыргызский академик О.К. Караев, сторонники Керея и Жанибека образовали Казахское ханство только после смерти Абулхаира, возвратившись из Жетысу на территорию Дашт-и Кыпчака, «т.е. не раньше 70-х гг. XV века», около 1470/71 г. [4, 37 с.]. 5. К. Данияров утверждает, что независимое Казахское ханство, которое он называет третьим казахским государством (первым казахским государством у него является государство Чингисхана, вторым – Улус Джучи), образовалось в 1480 г. [5, 34- 35 с.]. 6. По мнению А.П. Чулошникова, его точку зрения разделяли в 50-60-е гг. XX в. большинство исследователей, образование Казахского ханства произошло в начале XVI в. после ухода Мухаммада Шейбани-хана и его сторонников из территории Казахстана в Среднюю Азию [6, 200-203 с.]. 7. С.К. Ибрагимов считал, что в 30-40-е гг. XVI в. закончилась борьба потомков Жанибека и Керея с потомками Абулхайра и мангытами, после чего произошло объединение нескольких самостоятельных владений казахов, возникших к концу XV века, в одно государство – Казахское ханство [7, 179-180 с.]. Для определения даты возникновения Казахского ханства, в первую очередь, следует рассмотреть вопрос о времени откочевки Керея и Жанибека в Жетысу, события ставшего важным звеном в образовании ханства. Как известно, в сочинении «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммада Хайдара из тюркского рода дуглат, это событие, как и некоторые другие, конкретно не датировано.

.
.

Очень часто Мухаммад Хайдар, определяя время того или иного события, писал: «В то время …», «той весной …», «около того года …» и т.п. Этот факт был отмечен многими исследователями. Некоторые даты, приведенные в источнике, на поверку вообще оказались не точны. Все же считаем мало оправданным подход некоторых исследователей, когда из-за неточностей датировки одних событий, полностью отрицаются другие датировки. Как известно, научное исследование проблем истории Казахского ханства началось еще в XIX в., в работах А.И. Левшина, Ч.Ч. Валиханова, В.В. Вельяминова- Зернова и др. В 1864 г. русский востоковед В.В. Вельяминов-Зернов опубликовал вторую часть своего труда «Исследование о Касимовских царях и царевичах», в котором впервые привел все известные на тот период материалы письменных источников по истории Казахского ханства. После этого в историографии установилось мнение, часто со ссылкой на В.В. Вельяминова-Зернова, считать начальной датой образования Казахского ханства время откочевки будущих основателей государства Керея и Жанибека из Восточного Дашт-и Кыпчака на территорию Жетысу, которое многие позднейшие исследователи определяли 1456 г. В историографии, однако, существуют и другие датировки откочевки Керея и Жанибека в Могулистан. Так, в конце XIX в. английский востоковед Г. Ховорс определил данное событие 1451 г. К.И. Петров писал о передвижении в район р. ЧуКерея и Жанибека в 1450 г. Б.Б. Карибаев (Карибай) датирует откочевку поздней осенью 1457 г. [ 8, 76-77 с.]. Все же наиболее распространенная в исторической литературе дата откочевки и образования Казахского ханства – 1456 г. Если в 20-е гг. XX столетия данную дату приводил в своем исследований М. Тынышпаев, в 90-е гг. того же столетия она указывается в работах М. Магауина и К. Салгарина. Прежде всего, следует отметить, что у В.В. Вельяминова-Зернова не указана конкретная дата образования Казахского ханства. Текст персоязычного сочинения «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммада Хайдара, где впервые в исторических источниках приводятся сведения об откочевке Керея и Жанибека и образования ими государства, исследователь перевел следующим образом: «В это время (около 860=1456) Абулхаир-хан владычествовал в Дешт-и Кипчаке: султанам Джучидским приходилось от него очень плохо, и двое из них Джанибек и Гирей-хан бежали в Моголистан. Иса-Буга-хан принял беглецов хорошо, и отвел им Джу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. Там они зажили спокойно. После смерти Абулхаир-хана улус узбекский пришел в разстройство, начались в нем большие неурядицы. Тогда множество народа откочевала к Гирей-хану и Джанибек-хану, так что число собравшихся около них людей возросло вскоре до двухсот тысяч; звать их стали узбеками-казахами. Эпохой, с которой началась собственно власть султанов казацких надобно считать год 870 (1465), впрочем, Бог лучше знает» . Данный перевод был без изменения перепечатан в 1935 г. в сборнике «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», который был опубликован проф. С.Д. Асфендиаровым и проф. П.А. Кунте. Близкий к переводу В.В. Вельяминова-Зернова перевод данного отрывка «Тарих-и Рашиди» в своих исследованиях привели в 1941 г. М.П. Вяткин, в 1965 г. Б.А. Ахмедов [9, 63 с.].

Необходимо остановиться более подробно на следующем моменте проблемы. В 1976 г. в ходе работы этнографической экспедиции в Жамбылской области отечественными этнологами было зафиксировано казахское предание, в котором рассказывалось об откочевке Керея и Жанибека в Жетысу и образовании ими Казахского ханства. Согласно этому преданию, будущие основатели государства откочевали в осенние месяцы года мыши во главе одного тумена подданных из района Сырдарьи и в начале зимы достигли Мойынкума. Перезимовав здесь, весной они провозгласили ханом Керея и назвали сами себя казахами. Керей-хан, который около десяти лет правил в окрестностях р. Шу, был похоронен у горы Хантау. Когда прошло два года со времени его смерти, потомки Керея и Жанибек-султан возвратились в район Сырдарьи [5, 33-37 с.]. Данное предание в последнее время часто привлекается при исследовании интересующей нас проблемы. Так, мы выше приводили мнение Б.Б. Карибаева, который, базируясь, прежде всего, на сведениях данного предания, датирует время образования Казахского ханства весной 1558 г. Поэтому рассмотрим предание более детально. При работе с любым новым источником, прежде всего, необходимо удостовериться в аутентичности его сведений. Для этого отметим основные моменты предания: 1. Предание записано в 1976 г. 2. Керей и Жанибек прикочевали из Сырдарьи в Жетысу, на территорию государства Могулистана, в начале зимы года мыши. 3. Численность пришедших с ними людей составляла один тумен людей. 4. Следующей весной после их прикочевки в Жетысу 1458 г. Керей был провозглашен ханом. 5. Подданные Керея и Жанибека около 1458 г. назвали сами себя казахами. 6. Керей, который около десяти лет правил в окрестностях р. Шу, был похоронен у горы Хантау. 7. Спустя два года после смерти Керея Жанибек и его подданные вернулись в район Сырдарьи. Итак, рассмотрим все по порядку. 1. Предание было записано в середине 70-х гг. XX в. и это одно заставляет нас усомниться в оригинальности сообщаемых в нем сведений. Как известно, к этому времени были введены в научный оборот почти все основные источники по истории образования Казахского ханства. Так, в 1969 г., т.е. за 7 лет до записи предания, вышел из печати подготовленный казахстанскими и российскими востоковедами известный сборник «Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений)» (сокращенно – МИКХ). Еще много ранее, в 1935 г. С.Д. Асфендиаров и П.А. Кунте издали сборник «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», где также приводились основные материалы по истории Казахского ханства. И это не говоря уже об огромной исследовательской литературе, основу которого заложили еще историки XIX века.

На предание, которое имеет очень важное значение для исследования истории Казахского ханства и передается от отца к сыну, от поколения в поколения, должны были обратить историки более раннего периода. Однако предание не было известно даже такому знатоку казахского фольклора как Ч.Ч. Валиханов, которому принадлежит работа «Предания и легенды Большой киргиз- кайсацкой орды». Также не известно предание историкам начала XX века. По крайней мере, ни у В.В. Бартольда, ни у М. Тынышпаева, ни у др. исследователей, в работах которых рассмотрены вопросы истории Казахского ханства и в частности истории Жетысу, факт наличия этого предания не зафиксировано. Небезынтересно также, что впервые сведения опреданий, которое было записано еще в 1976 г., появились только в 90-е гг. XX века. 2. Год мыши, который как год откочевки Керея и Жанибека в Жетысу указывается в предании, может соответствовать только 862 году хиджры. Другие близкие к нему годы мыши приходятся либо на 850 г.х. / 1445-46, либо на 874 г.х. / 1469-70 гг. Первая дата слишком ранняя для датировки откочевки, вторая слишком поздняя. По синхронистической таблице И. Орбели, 962 год хиджры начался 19 ноября 1457 и закончился 7 ноября 1458 г. Тогда приход Керея и Жанибека на территорию Могулистана следует датировать концом 1457 г., однако это вступает в противоречие с данными письменных источников. Мы уже приводили факты показывающие, что время прикочевкиКерея и Жанибека в Жетысу никак нельзя датировать временем до 1459 г. 3. Согласно преданию, Керей был провозглашен ханом уже весной после перекочевки в Могулистан. Исходя из этого сведения, некоторые историки и устанавливают время образования Казахского ханства – весна 1458 г. Если даже не учитывать вышесказанное, то вряд ли эта датировка приемлема, так как в предании не говорится о вхождении в промежуток времени от поздней осени 1457 г. до весны 1458 г. новых групп под власть Керея и Жанибека. Тем самым получается, что Казахское ханство было образовано одним туменом казахов. Как известно, один тумен (туман) у тюрко-монгольских народов в период средневековья составлял 10 тысяч человек. Говорить же о государстве с населением в 10 тысяч человек, по крайней мере, не серьезно. К.А. Пищулиной еще в работе 1977 г. справедливо отмечено, что Керей и Жанибек «воспринимались современниками в качестве правителей самостоятельного ханства еще до окончательного распада государства Абулхайр-хана и до перехода власти в Центральном и Южном Казахстане в руки казахских ханов в последней трети XV века». Действительно сведения исторических сочинений подтверждают, что уже на территории Жетысу в 60-е гг. Керей и Жанибек выступали как самостоятельные правители, и незачем им было пассивно ожидать смерти Абулхайр-хана для создания своего государства. Следовательно, мало оснований считать, что Казахское ханство возникло только после смерти Абулхайра (1468/69 г.) на территории Дашт-и Кыпчака [1, 262 с.]. Таким образом, анализ сведений источников и состояния историографической разработки проблемы показывает, что откочевка Керея и Жанибека в Жетысу могла произойти только после 1458 г. Наиболее приемлемая датировка данного события – 1459 г. Благоприятные условия для создания Кереем и Жанибеком своего государства создались после смерти Есен-Бука-хана в 1462 г. Единственной датой возникновения Казахского ханства, которая имеется в исторических источниках, является указанный Мирза Хайдаром 870 год хиджры. Нет особых причин не доверять этой примерной дате. Согласно синхронистическим таблицам И. Орбели, 870 год хиджры начался 24 августа 1465 г. и закончился 11 августа 1466 г. Тем самым, время возникновения Казахского ханства можно определить периодом с 1462 г. по 1466 г.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.