Развитие творческого мышления учащихся

Главная » Рефераты на русском » Развитие творческого мышления учащихся

Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. Основной ценностью гуманистического образования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления — одна из важнейших задач в современной школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни: стремление к развитию, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывание результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческое мышление. Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Проблемой развития творческого мышления школьников занимались Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс. В настоящее время исследованием проблем развития творческого мышления школьников занимаются Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева. А.Н. Леонтьев, подчеркивая производный характер высших форм человеческого мышления от культуры и возможность его развития под влиянием социального опыта, писал: «Мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и т.п. действий и операций. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой». Он предложил концепцию мышления, согласно которой между структурами внешней и внутренней деятельности существуют отношения аналогии [1].

Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития. Ученые – и педагоги, и психологи, и антропологи – справедливо считают одним из общих показателей социального прогресса удлинение периода детства, когда ребенок не участвует в общественно-производительном труде, а только готовится к нему и накапливает творческий потенциал. Главный вывод современной теории социализации и социологии воспитания: формирующаяся личность – не объект каких-то внешних воздействий, а активный субъект саморазвития. Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развития его познавательной деятельности. Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развитие мышления у детей на всем этапе обучения их в школе. В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. К старшим школьникам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству.

Мышление — одна из тех функций, которые в онтогенезе, как и в филогенезе, развиваются позднее ряда многих других функций. Влияние школы на мышление, начинающееся с первого дня поступления ребёнка в школу, особенно ярко выступает в старшем школьном возрасте. Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степенью его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Таким образом, творческая деятельность — это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Под творческим мышлением понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем, что является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Оно уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения, процесс мышления становится увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Творческая деятельность требует также и большой работы, на первое место выступают такие качества личности, как любознательность и упорство. Д.Б.Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она утверждает, что «мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы» [2]. Потенциальными способностями к творческому мышлению обладает каждый человек. Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.

Творческим обычно называют человека, совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее. А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуализирующейся личности. Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности [3]. Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих творческой личности: • оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение; • семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; • образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; • семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей [4]. Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности: • способность к обнаружению и постановке проблем; • способность к генерированию большого числа идей; • гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; • оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; • способность усовершенствовать объект, добавляя детали; • способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу[4]. По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами: • способность идти на разумный риск; • готовность преодолевать препятствия; • толерантность к неопределенности; • готовность противостоять мнению окружающих. А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие людям с развитым творческим мышлением: • независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений; • открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте [4]. По мнению Я.А.Пономарева с творческим мышлением сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку Я.А.Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный) [5]. Можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству: • ценностно-ориентационные установки самооценка; • стабильность эмоционального состояния [6]. Таким образом, большинство авторов считают, что в процессе развития творческого мышления большая роль отводится бессознательному. В процессе решения творческих задач, направленных на развитие творческого мышления задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой.

Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность. Феноменологию творчества можно разделить на три основных вида, которым соответствуют типы творчества: -Стимульно-продуктивный – деятельность может иметь продуктивный характер, но эта деятельность каждый раз определяется действием какого-либо внешнего стимула. Высшие проявления на этом уровне отражают высокий уровень развития умственных способностей и тождественны понятию «общая одарённость»; -Эвристический – деятельность принимает творческий характер. Имея достаточно надёжный способ решения, человек продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более остроумных способов решения. Каждая найденная закономерность переживается самим эвристом как открытие, творческая находка. В то же время она оценивается только как новый, «свой» способ, который позволит ему решить поставленные перед ним задачи; -Креативный – самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы. Педагогические задачи по развитию системности мышления в старшем школьном возрасте: 1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени; 2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое. Творчество прошло путь от случайных открытий к сознательному и планомерному решению новых задач. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовка (зарождение идеи); созревание (концентрация, стягивание знаний прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений); озарение (интуитивное схватывание искомого результата); проверка. Т.С.Альтшуллер разработал теорию творческих задач. В общем виде им выделено 5 уровней творчества. Задачи 1-го уровня решаются применением средств, прямо ограниченных для этих целей. Сам объект не меняется. Задачи 2-го уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Правильное решение задач 3-го уровня сокрыто среди сотен неправильных, так и совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. При решении задач 4-го уровня совершенствуемый объект изменен полностью. На 5-ом уровне решение задачи достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Творчество – всегда понятие оригинального, нового, неповторимого решения. Творчество – это во многом именно способность выйти за пределы обыденного, найти истинное решение той или иной проблемы. Шаблонность мышления, механическое повторение, копирование действительности, художественных произведений, простая схематическая репродукция не составляют подлинно творческого процесса [7]. Для развития творческого мышления эффективно использование ассоциативных приемов активизации творческого мышления. Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами явлениями действительности и психическими восприятиями ощущениями двигательными актами представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависят от интересов человека его индивидуальных особенностей реакций и моментального направления сознания. Ассоциации различают по сходству контрасту и смежности. Ассоциации по сходству могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической аналогии; ассоциации по контрасту — для приемов эвристической инверсии (обращения поиска от конца к началу); ассоциации по смежности — для приемов преобразования в пространстве и во времени. Все приемы генерирования ассоциаций можно разделить на две группы: приемы свободных и направленных ассоциаций. Эффективность использования аналогий в творческом процессе будет выше, если на этапе поиска новых идей и решений абстрагироваться от ограничений и условий решаемой задачи — основным критерием на данном этапе должна являться цель изобретения или совершенствования объекта. Все эвристические приемы аналогии, используемые в творчестве, можно выделить в следующие группы: функциональная аналогия; структурная аналогия; аналогия отношений; аналогия внешней формы; группа субстратных аналогий. Творческое (продуктивное) мышление направлено на создание новых идей, на открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Все творческие задачи имеют одну особенность: необходимость использования нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. При решении творческих задач необходимо направлять мысль необычным путем. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике, как системе, порождающей активность индивида.

Литература: 1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2.-М.: Педагогика, 1983.-С.94-231. 2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 173 с. 3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с. 4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с. 5. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство «Наука», 1976. – 302 с. 6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195. 7. Васильева Н.А. Изучение личности школьника учителем. М.:Педагогика.1991.- С.61

Загрузка...

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.