Репрезентация концепта дом в поэзии А.С. Пушкина

Home » Рефераты на русском » Репрезентация концепта дом в поэзии А.С. Пушкина
Рефераты на русском Комментариев нет

Языковая картина мира и ее репрезентация через доминирующие концепты привлекает в настоящее время особое внимание. Художественные, поэтические концепты, индивидуальные, эмотивные, с присущим им особым психологизмом отличаются от общих культурно-познавательных концептов. Несмотря на распространённость термина «концепт», единой точки зрения на определение его понятия в науке нет. В нашей статье мы будем опираться на определение профессора З.П. Табаковой: «Концепты репрезентируются словами, однако вся совокупность речевых средств не даёт полной картины концепта. Слово своим значением в языке представляет лишь часть концепта.

Структура концепта гораздо шире понятия слова» [1, 170]. По мнению ученого, семантическая структура концепта включает понятие, совпадающее с лексическим значением, ментальное содержание, этническую составляющую, интеллектуальный компонент и отражение субъективно-авторского восприятия картины мира. Дом относится к числу основополагающих, масштабных, универсальных концептов в русской картине мира. В нем концентрируются аксиологические ценности русского народа, так как понятие идеального дома связано с домашним уютом, любимой семьей, особенной атмосферой. В творчестве А.С. Пушкина практически отсутствуют произведения, в которых бы отразились детские воспоминания о родном доме. Из воспоминаний М.Л. Корфа мы узнаем о месте, где рос будущий поэт: «Дом их был всегда наизнанку: в одной комнате богатая станинная мебель, в другой — пустынные стены или соломенный стул; многочисленная, но оборванная и пьяная дворня…». А позднее и сам Пушкин в письме своему брату расскажет, что он чувствовал себя счастливым в доме Раевских: «Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался…» [2, 20]. В этих впечатлениях и ликование, и восторг, и горечь от того, что не удалось ему испытать в своем родном доме. По сути первым настоящим домом стал для молодого Пушкина лицей. Здесь он нашел настоящих преданных друзей, получил знания, обрел многое в плане духовного развития. Именно Царскому Селу посвящены самые трогательные воспоминания и лирические стихотворения. Концепт дом в стихотворениях, написанных Пушкиным в лицейские годы или посвященных лицею, вбирает в себя новый контент «дружба», «лицейское братство». Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. («19 октября») В этом же произведении, посвященном дню Лицея, Пушкин назовет свой дом «печальной кельей», «обителью пустынных вьюг и хлада», расположенной в «забытой глуши», поскольку отсутствие милого сердцу дружеского окружения превращает жизнь поэта в одинокое существование. Здесь исследуемый концепт тесно связан с концептом одиночество. Душевное состояние поэта перекликается с состоянием осенней природы, увяданием. Произведение наполняют слова минорной лексики: «увянувшее поле», «осенняя стужа», «горькие муки», «мольба печальная и мятежная», «чужой, как сирота бездомный». Последнее сравнение вызывает наиболее тягостное чувство, поскольку усилено эпитетом. Ощущая себя осиротевшим без друзей, лирический герой чувствует себя «бездомным» в стенах своего дома. Похожее душевное состояние, пронизанное чувством одиночества и тоски, наблюдаем в стихотворении «Зима. Что делать нам в деревне?». Лирический герой вынужден изо дня в день выполнять одни и те же действия, слушать однообразные разговоры. Автор пребывает своего рода в плену у повседневности бытия, он ограничен рамками дома, и каждый день похож на предыдущий. Иду в гостиную; там слышу разговор О близких выборах, о сахарном заводе; Хозяйка хмурится в подобие погоде, Стальными спицами проворно шевеля, Иль про червонного гадает короля. Тоска! Так день за днем идет в уединеньи! И даже за пределами усадебного интерьера поэт не находит долгожданной свободы, выезд на охоту заканчивается возвращением домой. Это похоже на замкнутый круг, кружение на месте. В данном случае поэта тяготит пространство дома. Это не только душевное состояние, чувство стеснения ощущается и на физическом уровне. Скука образно представлена Пушкиным в виде густого ядовитого напитка, медленно наполняющего сердце автора. Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет; Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет; По капле, медленно глотаю скуки яд. В таком состоянии даже любимое дело не приносит удовлетворения: «муза дремлет», «ко звуку звук нейдет», «стих вяло тянется, туманный и холодный». Отсутствие вдохновения еще больше удручает поэта. Непогода, буря, вьюга отражаются на душевном состоянии героя и навевают чувство беспокойства и давящей тоски. Похожую картину мы наблюдаем и в стихотворении «Зимний вечер». Неудивительно, что природные катаклизмы, зимняя непогода так часто присутствуют в произведениях А.С. Пушкина и других русских поэтов. В русской языковой картине мира существуют несколько лексем, обозначающих сильный ветер в это время года: пурга, вьюга, буран, снежная буря, поземка. Продолжительная зима, довольно суровый климат России накладывает свой отпечаток в сознании людей, играет важную роль в культуре народа. Герои произведения пережидают непогоду в «ветхой лачужке». В словаре Ожегова читаем: «Лачуга — бедная хижина, небольшой и плохой дом». Автор эпитетом «ветхая» усиливает заложенный в семантике слова признак, однако, употребляя лексему в уменьшительно-ласкательном значении, подчеркивает ее положительную коннотацию. Ведь этот маленький мирок защищает от хаоса, открытого, неуютного пространства. Звуковая дисгармония за окном сбалансирована тихими, размеренными, а главное, гармоничными звуками внутри дома: жужжанием веретена, голосом, поющим песню. Однако не все зимние дни в деревне были так тоскливы и тягостны. Изменилась погода, и вслед за ней изменилось и настроение поэта. Буквально на следующий день Пушкин пишет стихотворение «Зимнее утро», которое диаметральным образом отличается от предыдущего. Пространство текста наполнено светом, блеском, динамикой в противовес темноте, скуке, непогоде и статике, присутствующей в стихотворении, написанном днем ранее. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Дом уже не сковывает, не ограничивает, не довлеет над поэтом. В этом пространстве, светлом и веселом, приятно находиться и думать. Эпитет «янтарный» весьма необычный, не свойственный большому кругу поэтов и писателей, в отличие от желтого и золотого. В индивидуально-авторской картине мира такое именование цвета связано с теплом домашнего очага: «Цветообозначение у янтаря в пушкинском творчестве всегда связано с бытом человека, с его домом, с прозой жизни: янтарное у поэта — грог, виноград, блеск огня в камине, чай, мед и масло» [3, 87]. Проанализировав эти произведения, мы можем сделать вывод о том, что в индивидуально-авторской картине мира концепт дом связан с амбивалентными эмоциями. В целом в лирических стихотворениях автора, посвященных деревне, деревенскому дому, царит мажорное настроение.

Пушкину приятнее находиться здесь, нежели в городе. Эпиграфом к деревенскому гипертексту поэта могут послужить строки нравоучительного четверостишия «Равновесие»: О мирный селянин! В твоем жилище нет Ни злата, ни сребра, но ты счастлив стократно: С любовью, с дружбой ты проводишь дни приятно, А в городе и шум, и пыль, и стук карет! Резкое разочарование городской жизнью звучит в стихотворении «Деревня». Лексемы, характеризующие деревенскую жизнь, активизируют сему свободы: «пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья», «праздность вольная». Концепт дом включает здесь не только контент свобода, но и неразрывно связан с категорией пространства. Простор в стихотворении выражен через луга, нивы, ручьи, «лазурные равнины озер», холмы. Но эти природные реалии не статичны, Пушкин видит перед собой «подвижные картины». Бескрайнее пространство, в котором находится автор, соответствует и его внутренней свободе. Здесь, на лоне природы, он освободился «от суетных оков» города, избавился от необходимости посещать «роскошные пиры» и участвовать в забавах «порочного двора». Городской быстрый темп жизни, постоянное разнообразие впечатлений не приносит успокоения, в котором так нуждается поэт, наоборот, он сковывает творческий дух, вдохновение. Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Я твой — я променял порочный двор Цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубров, на тишину полей, На праздность вольную, подругу размышленья. В стихотворении «Городок» отчетливо звучит антитеза город – деревня. Описывая городское времяпрепровождение, поэт говорит о постоянных заботах и делах. Но эти дела утомительны своей праздностью и светской мишурой. Деревенский дом милее поэту. Здесь он предоставлен сам себе, здесь не нужно «подходить к ручке». Вдали от общества он не испытывает тягостного одиночества, наоборот, «целый свет с восторгом забывает». Пушкин с восхищением описывает свое уединенное жилище. В нем он может побыть наедине с самим собой, со своими мыслями, пофилософствовать, отдаться творчеству. Я нанял светлый дом С диваном, с камельком; Три комнатки простые – В них злата, бронзы нет, И ткани выписные Не кроют их паркет. В авторском мировосприятии именно так должен выглядеть настоящий дом, простой, уютный, светлый. Показная роскошь и богатство интерьера не нужны, чтобы чувствовать себя счастливым. Для передачи эмоционального отношения к изображаемым явлениям автор актуализировал ласкательную и уменьшительную сему диминутивновности. Лексемы, относящиеся к ближней и дальней периферии концепта «дом», имеют яркое оценочное значение: «камелек», «комнатки», «окошки», «домик тесный», «березки», «укромный уголок». Автор при помощи аффиксации подчеркивает не только размер своего дома, но и передает положительное отношение к нему. Также частое использование диминутивов в произведении Пушкина создает эффект разговорной речи, непринужденного общения читателя и автора. Эта традиция восходит к устному народному творчеству, где слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были неотъемлемым элементом фольклора. Территория сада как продолжение пространства дома представляет собой своего рода «райский уголок», который призван обеспечить хозяевам приятную жизнь на лоне природы.

Необычный эпитет «веселый сад» подчеркивает восторженное отношение автора к месту проживания. Лирическому герою приятно находиться под сенью березок и слушать нежное лепетание ручейка. Окошки в сад веселый, Где липы престарелы С черемухой цветут; Где мне в часы полдневны Березок своды темны Прохладну сень дают; Где ландыш белоснежный Сплелся с фиалкой нежной, И быстрый ручеек, В струях неся цветок, Невидимый для взора, Лепечет у забора. Неудивительно, что поэт стремится сохранить и обезопасить свой дом, где так приятно находиться. Созданное в 1819 году, стихотворение «Домовому» звучит как своеобразное заклинание для защиты дорогого сердцу жилища. В славянской мифологии домовому отводилось чрезвычайно важное место. Это существо призвано было охранять дом от разного рода несчастных случаев: пожаров, грабежей, разрушения, а также защищать домочадцев от болезней, злых духов, сглаза и т.п. Пушкин уважительно называет домового «незримый покровитель», «добрый домовой», «тайный страж». Поэт просит уберечь его спокойный приют, неяркий, быть может, незаметный, но все же такой прелестный уголок земли. Стихотворение буквально пропитано деревенским воздухом, оно посвящено этому миру «скромному», но «счастливому». И автору совсем не важно, что обветшала калитка, обрушился забор, одичал садик. Ведь здесь под «кленов шумных кровом», в «прохладе лип» поэта посещало вдохновенье. Наконец-то, поэту удалось обрести дом, в котором он был счастлив. Останься, тайный страж, в наследственной сени, Постигни робостью полунощного вора И от недружеского взора Счастливый домик охрани! Таким образом, концепт дом относится к одному из важнейших в языковой картине мира А.С. Пушкина. Семантическое поле концепта в индивидуально- авторском мировосприятии расширяется посредством его тесной связи с другими концептами, что ведет к появлению новых контентов. Лексемы, репрезентирующие ближнюю и дальнюю периферию концепта «дом», имеют яркое оценочное значение, обладающее различными коннотациями.

LEAVE A COMMENT

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.