Республика Казахстан — светское государство

Home » Рефераты на русском » Республика Казахстан — светское государство
Рефераты на русском Комментариев нет

Провозглашение в Конституции 1995 г. Республики Казахстан светским государством означает тот факт, что в стране не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Государство в равной мере толерантно относится к исламу и православию, к конфессиям других вероисповеданий. Если обратиться к мировому опыту, то можно сказать, что в различных национальных обществах позиция, занимаемая государством по отношению к религии, характеризуется специфическими чертами. К примеру, в Соединенных Штатах Америки государство благожелательно настроено к религиозным группам, независимо от вероисповедания. В дореформенный период в странах Восточной Европы отделение церкви от государства приняло форму взаимной неприязни на уровне как идеологии, так и практики. Вместе с тем в деятельности современных государств есть примеры узаконения официальной религии, называемой государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии — англиканская, в Израиле — иудейская. В ФРГ, Японии, Италии провозглашается равенство всех религий.

Утверждая себя светским государством, Республика Казахстан в Конституции и текущем законодательстве закрепила принципы, в соответствии с которыми строятся отношения религиозных объединений и государства: отделение религиозных объединений от государства, принцип отделения государственной системы воспитания и образования от религиозных объединений, принцип законности. Приоритетное значение в условиях светского государства имеет принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности, не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов. В остальном названный принцип носит условный характер. Так, религиозные объединения оказывают помощь государству в выполнении функций социальной защиты граждан, культурно-воспитательной деятельности, конечно, в рамках законодательства. С другой стороны, государство устанавливает имущественные и финансовые льготы религиозным объединениям. Кроме того, государство и религиозные объединения не равноправные субъекты, чтобы абсолютизировать их отделение друг от друга, всегда присутствует верховенство государства. Оно не вмешивается в деятельность объединений до тех пор, пока эта деятельность не противоречит законодательству, в противном случае государством принимаются меры принуждения. Вместе с тем высказанное выдающимся русским юристом и философом И.А.Ильиным мнение по поводу соотношения государства и церкви сегодня звучит актуально: «Церковь и государство взаимно инородны — по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает достоинство и изменяет своему назначению… Церковь должна не брать меча — ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея. Ни для войны… В этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг»[1].

В современном Казахстане существует поликонфессиональное общество. Две наиболее крупные по численности национальности — казахская и русская — составляют примерно 80 % всего населения республики. Они относятся к двум наиболее многочисленным общинам в республике — мусульманской (суннитской) и христианской (православной). Кроме того, в республике действует 3833 религиозных объединений и общин более 40 конфессий и доминаций[2] по таким религиозным направлениям, как ислам, православие, протестантизм, баптизм, иудаизм, индуизм. Однако это стало возможным лишь в современных условиях (Программа по обеспечению свободы вероисповедания и совершенствованию государственно-конфессиональных отноше­ний в Республике Казахстан на 2007–2009 гг. Утверждена постановлением Правительства РКот 5.02.07 г. № 1185). На протяжении многих лет декларации о свободе совести оставались лишь словами. А на самом деле, в повседневной жизни свобода совести всячески ущемлялась. Принимавшиеся в дополнение к конституциям правовые акты крайне ограничивали реальные возможности религиозных объединений, содержали многочисленные запреты. Религиозные организации не могли, например, заниматься благотворительной деятельностью, не имели доступа к средствам массовой информации и т.д. «Служителям культа» практически запрещалось все, что выходило за рамки «удовлетворения потребностей верующих». Религия рассматривалась как «пережиток», унаследованный от прошлого строя, который должен был быть, по возможности, быстро «изжит».

Отметим, что провозглашенные предыдущими конституциями гарантии осуществления свободы совести были весьма урезанными. Да и по большому счету, как это было свойственно и реализации большинства других прав и свобод, до принятия 15 января 1992 г. Закона Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» в Казахстане не было специального акта, регулирующего правовые основы осуществления свободы совести. Правда, исключение составляет Закон СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях», который действовал на территории Казахстана в силу пребывания последнего в составе СССР. В частности, в Конституции Казахской ССР 1937 г. провозглашалось: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести мечеть и церковь в Казахской ССР отделены от государства и школа — от мечети и церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Из этого следовало, что положение верующих и неверующих было неравным. Признавая свободу антирелигиозной пропаганды, Конституция ограничивала права верующих лишь «отправлением религиозных культов». В Конституции 1978 г. утверждалось, что граждане Казахской ССР равны перед законом, независимо от отношения к религии и других обстоятельств (ст. 32). Гарантировалась свобода совести как «право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду». Также закреплялись такие положения: «возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Мечеть и церковь в Казахской ССР отделены от государства и школа — от мечети и церкви» (ст. 50).

Однако несмотря даже на эти «скупые» гарантии, государство вмешивалось во внутренние дела религиозных организаций. Следует согласиться с В.Г.Стрекозовым и Г.Н.Королевым, считающими: «Право на свободу вероисповедания как таковое не существовало как интегрированная часть конституционного права на свободу совести, при этом акцент делался не на свободе вероисповедания, а на свободе атеизма»[3]. Именно в те времена верующие представлялись людьми, не заслуживающими политического доверия только на том «основании», что они верующие, т.е. идеологические враги социализма, ибо религиозная вера рассматривалась как разновидность «буржуазной идеологии», и там, где были недостаточны средства убеждения, применялось подавление. Вопреки провозглашенным положениям, повсеместно осуществлялось гонение на веру.

Идейный спор между атеизмом и религиозной верой государство, руководимое КПСС, пыталось решить с помощью политических средств. Оно на практике делило своих граждан, вопреки конституционным свободам, по признаку веры, предоставляя им определенные права или, напротив, ограничивая их, в зависимости от убеждений. Верующие не могли заниматься очень многим по сравнению с теми, кто считался атеистом, например, быть директором или инженером завода, избранным в органы государственной власти и т.д., хотя смысл права свободы совести предполагал равенство граждан, независимо от их отношения к религии. Во всем, что касается приобретения информации и распространения своих взглядов, требуется, чтобы граждане, имеющие различные мировоззрения, обладали равными возможностями участия во всех сферах общественной жизни.

В связи с этим отметим, что светское государство, реализующее в своей деятельности право на свободу совести, не может быть «атеистическим государством». В его деятельности не может присутствовать или провозглашаться государственная религия, обеспечивающая привилегии своим последователям и ущемляющая интересы инаковерующих и атеистов. Не должен провозглашаться «государственный атеизм», который не признает верующих полноценными гражданами общества. Исследуя вопросы реализации гражданами свободы совести, отметим, что по разнообразию исповедуемых религий Казахстан является уникальной страной. Среди ее населения последователи всех мировых религий: ислама, христианства православия, католицизма, протестантских течений, буддизма, а также иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований. По мере поступательного развития казахстанского общества постепенно в общественном сознании утверждается понимание необходимости религиозной терпимости и свободомыслия, правовой, социальной и моральной защиты граждан любой мировоззренческой ориентации. Общество должно постигать ценности демократических и гуманистических установок через такие принципы, как равенство всех религий перед законом, право граждан исповедовать любую религию и не придерживаться никакой религии; право на неверие; равное право распространения и иных мировоззренческих убеждений; светский характер государства, отделение от него религиозных и иных созданных по мировоззренческому признаку объединений; светский характер системы государственного образования; свободное отправление религиозных культов и светских церемоний, обрядов, если они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на личные права, здоровье, честь и достоинство граждан; запрещение разжигания религиозных распрей и др. [4]

Как уже говорилось, 15 января 1992 г. в Республике Казахстан принят Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»[5], который явился правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленным в Конституции, международных актах и соглашениях о правах человека. В соответствии со ст. 3 Закона граждане Республики Казахстан, других государств и лица без гражданства вправе свободно исповедовать как единолично, так и совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, какое-либо принуждение в определении отношения к религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии не допускается. Граждане Республики Казахстан равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, независимо от отношения к религии. Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан, в зависимости от их отношения к религии, или возбуждение связанных с этим вражды и ненависти либо оскорбление чувств граждан, а также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест влекут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.

Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев. Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеждений допускается только в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Анализ конституционных положений и вышеприведенного положения Закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» свидетельствует о следующем. Во-первых, если в Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. применяется понятие «свобода совести», то в самом названии закона и по тексту в основном речь идет о «свободе вероисповедания» (хотя в законе встречается термин «свобода совести»). На первый взгляд, следовало бы принять новый закон и привести его в соответствие с терминологией, применяемой в Конституции. Однако здесь мы являемся свидетелями того, что само содержание статьи, регулирующей реализацию права граждан на свободу вероисповедания, соответствует современному этапу развития Республики Казахстан как светского государства. Более того, Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 5 октября 1995 г. были внесены соответствующие изменения в текст данного Закона.

Если же говорить о соотношении понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», то на этот счет в юридической литературе имеются разные позиции. Так, по мнению Г.Г.Че­ремных, понятие «свобода вероисповедания» же понятия «свобода совести»[6]. Однако обращение вновь к нормам закона свидетельствует, что под правом на свободу вероисповедания понимается право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать, а также указывается, что принуждение в определении отношения к религии, участию или неучастию в богослужениях, обрядах и церемониях, в обучении религии не допускается. Таким образом, свобода совести и свобода вероисповедания в казахстанском законодательстве выступают как однопорядковые явления. Во-вторых, если в предыдущих конституциях предусматривались «атеистическая пропаганда», «антирелигиозная пропаганда», то современное законодательство отказывается от этих понятий. Статья 22 Конституции закрепляет: «Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством». Тем самым гражданам предоставляется сделать выбор в вопросах веры или атеизма. На сегодняшний день в Казахстане есть граждане, которые считают себя атеистами. По результатам социологических исследований, проведенных Институтом развития Казахстана, к числу верующих относят себя 60–70 % респондентов. Около 80 % казахов относят себя к мусульманам, а около 60 % представителей славянских национальностей — к православным христианам**. Чрезвычайно значительный суммарный процент верующих, сомневающихся или достаточно лояльно относящихся к религии, и низкий — атеистов, притом, что, очевидно, обратное соотношение существовало в «советское» время, говорит о том, насколько подвижна и нестабильна идентичность, связанная с идеологическими или религиозными мотивами, либо о том, что идеология по своим сущностным характеристикам является «своим другом» религии и для человека более важна не содержательная сторона религии, но сам психологический феномен верования. Тогда легче объяснить практически невероятный факт превращения поголовных атеистов в религиозных и сомневающихся людей.

Если же исходить из того, что советский атеизм был не своеобразной верой, а обусловлен сильной научной рационалистической традицией, то очевидно, что последняя переживает значительный кризис в связи с крушением марксистско-ленин­ской гуманитарной парадигмы. Естественно-научные же разработки, хотя и были орудием аргументации против теологической картины мира, в действительности меньше касались бытия Бога, а математические теоремы могли и зачастую доказывались именно «с помощью Всевышнего». Вероятно, что ортодоксальные атеисты, воспитанные на рационалистической традиции и оставшиеся верными приверженцами коммунистической идеологии до сих пор, и составляют те 4,4 % нынешних атеистов. Это говорит о том, что во все времена атеизм являлся редким направлением мысли и психологическим феноменом[7].

Право на свободу вероисповедания, удовлетворение религиозных интересов и потребностей осуществляется гражданами как в индивидуальном порядке, так и совместно с другими гражданами. Одной из этих форм является совместное осуществление указанного права посредством создания и деятельности религиозных объединений. В Законе Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» закрепляется: «Религиозные объединения отделены от государства. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объ­единений, если они не противоречат законодательству. Государство не финансирует религиозные объединения». В настоящее время взаимоотношения государства и религиозных объединений строятся на отношениях сотрудничества и взаимоуважения. Предоставляя возможность религиозным объ­единениям проводить благотворительную, миротворческую, культурно-просветительную, производственно-хозяйственную и другую деятельность, законодательство запрещает участие религиозных объединений в выборах органов государственной власти и управления. Также не допускается образование партий и иных политических формирований религиозного характера, а также участие религиозных объединений в деятельности политических партий или оказание им финансовой поддержки. В то же время служители религиозных объединений могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами, правда, только от своего имени. Проявлением гуманного, цивилизованного отношения государства к религиозным объединениям является то, что оно способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями, соблюдающими требования законодательства и правопорядок.

Как уже отмечалось, в Казахстане действует свыше 3783 религиозных объединений и общин. Религиозные объединения можно условно разделить на исповедующие «традиционные» и «нетрадиционные» для Казахстана религии. Традиционные религии — это, прежде всего, ислам, православие, католицизм, западноевропейский протестантизм. Кроме ислама и православия, остальные «традиционные» религии имеют незначительные сегменты-опоры на территории Казахстана, во многом связанные с миграцией славянского и немецкого населения еще со времен Российской империи, а затем СССР. Кроме ислама и православия, определенное место в религиозной жизни занимает римско-католическая церковь.

«Нетрадиционные» религии на территории Казахстана в основном появились в последнее время, в результате деятельности зарубежных миссионеров. К ним можно отнести объединения просвитериан, новоапостолов, кришнаитов и так называемые «харизматические» направления (церковь «Новая жизнь», «Иисуса Христа», «Сун Бок Ым» и др.). Пока эти религии не находят надлежащей социальной базы и востребованности в обществе. И все же в религиозной жизни Казахстана большим влиянием обладают две традиционные религии: ислам и православие. Государство не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений указанных религий, не препятствует их развитию. Об этом свидетельствует следующее. Ислам является одной из наиболее значительных по распространенности в Казахстане религий. В республике в настоящее время функционируют более 2144 мусульманских объединений (для сравнения на 1 января 1989 г. было всего 44 общины). Практически во всех регионах республики строятся десятки новых мечетей, возвращаются и реставрируются многие культовые здания, конфискованные у верующих в прежние годы. Функционирует исламский институт в г.Алматы и курсы по подготовке мусульманских служителей и их культа в селе Мерке. Желающие получить теологическое образование направляются на учебу в Турцию, Египет и другие мусульманские страны. Значительно улучшилось положение с религиозной литературой. Осуществлен перевод на казахский язык Корана. Издается религиозная газета Духовного управления «Имам», организуются паломничества мусульман Казахстана в Мекку. Расширяется религиозное просветительство, при мечетях создаются воскресные школы, кружки, ведется курсовая подготовка низшего звена священнослужителей, изучение основ ислама, а также арабской письменности.

Официальное мусульманское духовенство проявляет лояльность к государству и не выходит за рамки религиозной деятельности. В свою очередь, учитывая сильное влияние ислама, государство с пониманием и доброжелательностью относится к их проблемам.

Говоря о распространенности ислама в Казахстане, нельзя игнорировать опасность возникновения и развития исламского фундаментализма, особенно в южных областях. Имеются случаи открытой пропаганды идей исламского фундаментализма. Хотя широкой базы для распространения этих идей в Казахстане нет (ввиду отсутствия религиозного фанатизма у основной массы верующих), тем не менее общая инертность и слабое знание основ ислама, политическая индифферентность населения Казахстана позволяют манипулировать мнением неустойчивых в своих взглядах верующих, толкать их на те или иные действия. Отпору исламскому фундаментализму не способствуют традиционная структура управления мусульманскими общинами, действующими практически автономно, отсутствие духовных авторитетов, признаваемых верующими всей республики. Чревато отрицательными последствиями и возникновение различных исламских школ, особенно в Южно-Казахстанской области, создаваемых без разрешения Духовного управления мусульман Казахстана, не имеющих квалифицированных кадров.

Православие — это не только фактор в политике, но и важнейший элемент культуры и образа жизни, чувств и судеб миллионов казахстанцев. Русская православная церковь — одно из мощных религиозных направлений в Республике Казахстан. В настоящее время на территории Казахстана действует 270 объединений. Русская православная церковь является структурным подразделением Московского патриархата. Православная община является многонациональной по составу. Однако основную ее часть составляют представители славянских народов. Если раньше управление приходами осуществлялось единой Алматинской-Казахстанской епархией, то теперь, на основе решения Священного Синода, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 31 января 1991 г., на территории Казахстана созданы три самостоятельные епархии Русской православной церкви: Алматинская и Семипалатинская (г.Алматы), Чимкентская и Акмолинская (г.Шымкент), Уральско-Гурьевская (г.Уральск).

Для объединения взаимодействий епархиальных центров, взаимоотношения с государственной властью и с общественными организациями, а также для координации действий в развитии издательского дела, церковного и духовного образования в Казахстане создана специальная межъепархиальная комиссия, которую возглавил архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий. Русская православная церковь имеет свой печатный орган — духовную газету «Свет православия в Казахстане». Православной церкви передан Кафедральный собор — уникальный памятник архитектуры, расположенный в центре г.Алматы. В Алматы открыто Епархиальное духовное училище (семинария), ориентированное на подготовку священнослужителей. Кроме того, от трех до пяти человек ежегодно направляются на учебу в Московскую духовную семинарию; для обучения детей религии при крупных религиозных объединениях открываются церковно-приходские школы. Ведется строительство и реставрация православных церквей и молитвенных домов. Открыты женский монастырь в г. Астане и мужской — в г. Усть-Каменогорске. Большое внимание уделяется возрождению благотворительности. При церквях создаются группы милосердия, которые опекают больных и престарелых, посещают исправительно-трудовые колонии. При отдельных храмах созданы дома престарелых.

Тем не менее в политическом аспекте существование трех самостоятельных епархий на территории суверенного государства, не объединенных в одну церковную иерархическую внутриреспубликанскую структуру, имеет, по мнению политологов, де­стабилизирующее значение на внутриполитическом пространстве. В этом аспекте проблема «сочетания» русского православия и возрождающегося национального самосознания казахстанского народа в многонациональной и многоконфессиональной республике приобретает политический смысл. В будущем, думается, будет найден консенсус в решении данного вопроса.

К сказанному выше добавим, что в 1995 г. по приглашению Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева республику посетил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Как отмечает по этому поводу Н.Назарбаев: «В ходе длительных бесед мы пришли к общему убеждению — работать сообща во имя сближения народов через религии». В целом же, рассматривая деятельность религиозных объ­единений в Республике Казахстан, можно сказать, что их руководители «вносят свой вклад в созидательный процесс и укрепление единства нашего общества». Утверждение Республики Казахстан как светского государства связывается с отделением школы от религиозных объединений и приданием государственному образованию светского характера. Статья 5 Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» закрепляет: «Государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер». Данное положение означает, что в школах, вузах и других учебных заведениях не допускаются религиозная проповедь, обучение Корану, Закону Божьему. На протяжении многих лет студенты и учащиеся осваивали принцип свободы совести только как отказ от религии. При этом в преподавание внедрялся атеизм в качестве составной части коммунистической идеологии. На самом же деле функционирование светского государства предполагает в качестве необходимой предпосылки понимание реализации свободы совести как развитие мировоззренческой ориентации, включающей в себя выбор между религиозной верой и атеистическими убеждениями.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан религиозные дисциплины могут включаться в программы государственных учебных заведений. Это означает, что в государственных учебных заведениях вопросы, касающиеся религии, должны быть представлены не в качестве идеологии, а как составная часть научного знания об обществе и человеке, в силу их имманентной культурной ценности. Это значит, что государственные учебные заведения не устраняются от нравственного воспитания, мировоззренческого становления молодых людей, а наоборот, должны активно принимать участие в этом процессе, основываясь на общечеловеческих ценностях, государственных и гражданских установлениях. В настоящее время во всех вузах республики преподаются такие дисциплины, как «Религиоведение» или «История религии». В целом же обучение в государственных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует формирования какого-либо отношения к религии.

В Республике Казахстан родители или лица, их заменяющие, вправе воспитывать своих детей в соответствии со своими убеждениями. Однако при этом не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, преподавание религиозных дисциплин может производиться на добровольных началах. В связи с развитием в последнее время сети частных школ, детских садов по желанию родителей, да и самих детей, проводятся занятия по преподаванию вероучений и религиозному воспитанию. Однако в данном случае речь должна идти о цивилизованном подходе к религиозному воспитанию, отвечающем требованиям законодательства.

Одним из проявлений принципа равенства граждан перед законом, независимо от отношения к религии, является то, что граждане, обучающиеся в очных высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами по отсрочке прохождения воинской службы, включению времени обучения в трудовой стаж в порядке, установленном для учащихся государственных учебных заведений. В условиях функционирования светского государства возникает закономерная проблема официальных взаимоотношений государственных органов и религиозных объединений. На первый взгляд, этот вопрос решен, так как законодательно закреплено, что религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее в условиях роста количества религиозных объединений, исповедующих различные направления религии (в том числе антигуманного, антиморального, изуверского и др. характера), возникает проблема обеспечения контроля за данными процессами со стороны государства.

В Казахстане законодательно решен вопрос о том, что Президент республики образует государственный орган по связям с религиозными объединениями, на который возлагаются информационная, консультативная, экспертная функции учета религиозных объединений (ст. 6 Закона). Функционирование данного органа способствует нормальной реализации гражданами права на свободу совести и защите Казахстана от деятельности на его территории экстремистских религиозных объединений как из-за рубежа, так и внутренних. Прежде всего речь идет о незарегистрированных религиозных объединениях в соответствии с законодательством. Исполнительные органы областей и городов республиканского значения вправе создавать местные органы по связям с религиозными объединениями. Однако далеко не все органы местной исполнительной власти воспользовались данным правом. Учитывая тот факт, что все разновидности религиозных объединений начинают свою деятельность именно с областного уровня (выше было показано, что уровень религиозности в областях Казахстана различен). Высказывая данные предположения, авторы далеки от мысли жесткого контроля со стороны государства над процессом реализации свободы. И тем не менее, с учетом меняющейся социально-политической обстановки в республике, такие меры необходимы.

В рамках рассматриваемого вопроса о светском государстве нельзя не остановиться на понятии «правовой статус религиозных объединений в Казахстане». Тем более, что до недавнего времени, в связи с проводимой КПСС государственной политикой атеизма, в юридической литературе не только не поднимался подробно вопрос о светском государстве, но и очень узко рассматривался вопрос о реализации свободы совести и статусе религиозных объединений. Что касается современных теоретических разработок правовых вопросов деятельности религиозных объединений, то они достаточно хорошо представлены. Не рассматривая подробно (это не является целью данного исследования) понятие религиозного объединения, отметим, что в соответствии с законодательством религиозными объединениями в Республике Казахстан являются добровольные формирования граждан, образованные в целях совместного удовлетворения религиозных интересов и потребностей.

Религиозными объединениями в Республике Казахстан признаются местные объединения (общины), религиозные управления (центры) и их структурные подразделения, а также духовные учебные заведения и монастыри. Религиозные объединения образуются по инициативе не менее десяти совершеннолетних граждан, для чего они созывают собрание, на котором принимается устав (положение). Религиозное объединение приобретает правоспособность юридического лица с момента его государственной регистрации органами Министерства юстиции. При этом государственная регистрация религиозных управлений (центров), объединений, действующих на территории двух или более областей республики, а также образуемых ими духовных учебных заведений, монастырей и других объединений осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан, а регистрация местных религиозных объединений — территориальными органами юстиции.

Религиозное объединение осуществляет свою деятельность на основании устава (положения), в котором содержатся сведения о наименовании, местонахождении, территориальной деятельности, вероисповедной принадлежности, предмете и целях деятельности и другие положения.

Удовлетворение религиозных интересов и потребностей религиозных объединений, а также отдельных граждан гарантируется государством. Под религиозными интересами и потребностями имеются в виду интересы и потребности верующих граждан в совершении обрядов и церемоний, распространении своих убеждений, потребности в религиозном воспитании, образовании и т.д. Так, религиозные объединения вправе основывать и содержать открытые для широкого доступа места богослужений или религиозных собраний, а также места, почитаемые последователями той или иной религии (места паломничества и др.). Богослужения, религиозные обряды и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях на отведенной им территории, в местах паломничества, в учреждениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, а также в квартирах и домах граждан.

Одним из прав граждан в рамках реализации свободы совести является право совершения религиозных обрядов и церемоний в воинских частях, больницах, домах престарелых и инвалидов, в местах предварительного заключения и отбывания наказания. При этом командование воинских частей и администрация названных учреждений должны обеспечить реализацию прав граждан на свободу вероисповедания и оказать содействие в приглашении священнослужителей, в определении времени, места и других условий проведения богослужения, обряда и церемонии. Однако следует заметить, что имеющиеся в практике случаи богослужения в государственных учреждениях и на предприятиях (например, освящение рабочего места, новых административных зданий и др.), помещение в них икон и других религиозных атрибутов являются явными нарушениями принципа отделения религиозных объединений от государства, другими словами, противоречат сущности светского государства. В Казахстане религиозные объединения и граждане вправе приобретать и использовать религиозную литературу, а также другие предметы и материалы религиозного назначения по своему усмотрению. Религиозным объединениям принадлежит право издавать, производить, экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения. Им принадлежит исключительное право учреждения предприятий по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения. Важным моментом является право религиозных объединений, наравне с общественными, использовать средства массовой информации.

Одним из направлений деятельности существующих религиозных объединений является благотворительная и культурно-просветительная. Это достигается путем создания при них обществ, братств и других объединений граждан, целью которых являются благотворительность, изучение и распространение религиозной литературы и иной культурно-просветительной деятельности. Предусматривается добровольное объединение религиозных организаций в ассоциации (союзы). Религиозные объединения осуществляют благотворительную деятельность и милосердие как через общественные фонды, так и самостоятельно, а также учреждают благотворительные заведения (приюты, интернаты, больницы и др.).

Граждане и религиозные объединения имеют право на групповой или индивидуальной основе устанавливать и поддерживать международные связи и личные контакты, включая выезды за границу для паломничества, участия в собраниях и других религиозных мероприятиях. Также религиозные объединения могут направлять граждан за границу для обучения в духовных учебных заведениях и принимать в этих целях иностранных граждан. Осуществление уставных задач, а также указанных прав религиозными объединениями связывается с их вступлением в имущественные, финансовые и другие правоотношения. Возможность религиозных объединений быть носителями гражданских прав и обязанностей предусмотрена законодательством Республики Казахстан, в котором они признаются юридическими лицами. Они несут самостоятельную имущественную ответственность, от своего имени выступают в различных правоотношениях.

Так, в их собственности могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Они имеют право собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством и приобретенное по другим основаниям, не противоречащим закону. Религиозные объединения относятся к некоммерческим юридическим лицам. Однако в целях получения дохода путем продажи предметов культа и религиозной литературы, совершения платных обрядов и церемоний и др. занятие коммерческой деятельностью возможно. При этом главным условием является выполнение уставных задач. Практика деятельности религиозных объединений на территории Казахстана показывает, что для завершения строительства культовых зданий, приобретения имущества руководители религиозных объединений обращаются к различным государственным и коммерческим структурам за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями и, как правило, получают их. Данное право также закреплено в законодательстве.

Для осуществления своих уставных задач религиозные объединения используют здания, территорию и имущество, предо­ставляемые им на договорных началах государством, общественными объединениями и гражданами. Государственные органы вправе передавать религиозным объединениям в собственность или в безвозмездное пользование культовые здания и иное имущество, находящееся в собственности государства. Если переданные объекты и предметы являются памятниками истории и культуры, то порядок содержания религиозными объединениями указанных объектов согласовывается с соответствующими государственными органами При этом государство может оказывать материальную помощь в реставрации культовых зданий, представляющих историко-культурную ценность.

Что касается производственной и хозяйственной деятельности религиозных объединений, то в соответствии с законодательством и уставами они вправе учреждать издательские, полиграфические, производственные, реставрационно-строительные, сельскохозяйственные и другие предприятия, обладающие правами юридического лица. Поскольку в процессе деятельности религиозных объединений возникают различные правоотношения, в частности, трудовые, финансовые и др., то на этот счет также имеются соответствующие нормы. Так, религиозные объединения, образованные ими предприятия и учреждения вправе принимать на работу граждан в качестве рабочих и служащих, с обязательным заключением письменного трудового договора. При этом на граждан, работающих в религиозных объединениях, на их предприятиях и в учреждениях по трудовому договору, распространяется законодательство о труде, порядок налогообложения наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, организаций и учреждений. Немаловажным фактом является то, что граждане, включая священнослужителей, работающие в религиозных объединениях, на их предприятиях и в учреждениях, подлежат социальному обеспечению и социальному страхованию наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций. Это еще раз подчеркивает равенство граждан во всех сферах реализации прав, независимо от принадлежности к религии.

Религиозные объединения, являясь юридическими лицами, становятся участниками финансово-правовых отношений. Среди них можно выделить налоговые правоотношения. Если имущественные и финансовые пожертвования, поступающие в религиозные объединения, а также все виды денежных поступлений от граждан не подлежат налогообложению, то такие объекты, как прибыль от производственной и хозяйственной деятельности, транспортные средства, земельные участки, недвижимое имущество подлежат налогообложению. Кроме того, религиозные объединения, их предприятия и учреждения производят обязательные пенсионные взносы в накопительный пенсионный фонд в порядке и размерах, установленных для предприятий общественных объединений. Таковы особенности реализации гражданами свободы совести, а также деятельности религиозных объединений в Республике Казахстан. Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что в стране в полном объеме гарантируется реализация данной свободы. При этом важным является главное условие, присущее светскому государству, — деятельность религиозных объединений не должна быть направлена на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни.

Казахстан, провозглашая себя светским государством, не самоустраняется от создания гарантий осуществления свободы совести. Конституционное и законодательное регулирование реализации данного права гражданами Республики Казахстан соответствует общепринятым международно-правовым нормам в области свободы совести и вероисповедания. Рассматривая современный этап развития Казахстана в контексте данной проблемы, отметим, что он сопровождается сложными процессами в духовной жизни общества, ростом религиозных объединений как традиционно исповедуемых религий, так и нетрадиционных. В связи с этим государство должно, в первую очередь, обеспечивать исполнение религиозного законодательства, и в то же время требуется изучение тенденций развития религиозных направлений и всесторонняя работа по нейтрализации негативных проявлений в религиозной среде.

LEAVE A COMMENT

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.