Теоретические основы этномузыкального образования

Главная » Рефераты на русском » Теоретические основы этномузыкального образования

Этнокультурная направленность образования отражена в многочисленных документах, определяющих образовательную политику в нашей стране. Актуальность Концепции стратегического национального проекта «Культурное наследие 2009-2011 гг. заключается в системном совершенствовании отношения государства к ценностям историко- культурного наследия народа Казахстана . Данная Государственная программа ставит своей целью рост межэтнического взаимопонимания и гармонизации межнациональных отношений в стране. Использование народной музыкальной культуры в образовании детей и подростков интересовало и интересует многих фольклористов, педагогов-музыкантов прошлого (Е.Э.Линева, А.Л.Маслов, А.Н.Карасев, СИ.Миропольский и др.) и настоящего (Ю.Б.Алиев, Т.И.Бакланова, М.Х.Балтабаев, Л.С.Беляева, В.В.Васильева, В.В.Земцовский, Н.В.Калугина, Л.М.Кашапова, И.В.Козлова, Н.П.Колпакова, Е.А.Краснопевцева, Л.Л.Куприянова, Л.Мекалина, Н.К.Мешко, Г.М.Науменко, B.C.Попов, Л.В.Шамина, С.А.Узакбаева и др.) [2]. Однако стоит отметить, что, несмотря на актуальность использования народного музыкаль- ного искусства в музыкальном образовании учащихся, проблема осмысления сущности этномузыкального образования до настоящего времени остается актуальной.

.

Этномузыкальное образование, по-нашему мнению, представляет собой непрерывный педагогический процесс, направленный на воспитание любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов, формирование личностной культуры, этномузыкальной компетентности, толерантности, способности к межкультурному и межэтническому общению, позволяющих человеку воспринимать, транслировать и создавать ценности в русле родной или иной музыкальной традиции. Этномузыкальное образование является важнейшей частью музыкального образования в целом, способствующего становлению этнокультурной идентичности личности, сохранению и развитию музыкальной культуры этноса в целом. Оно выступает в двух ипостасях: как процесс общения индивида с родной музыкальной культурой и культурами других народов, процесс присвоения, «принятия» этномузыкальных ценностей личностью. Таким образом, этномузыкальное образование можно трактовать как культуросозидающий процесс, процесс воспроизводства и созидания этномузыкальных смыслов, ценностей современной народной музыкальной культуры и как процесс формирования личностной этномузыкальной культуры в ходе этноориентированной музыкально-творческой деятельности.

Этномузыкальное образование не только транслирует культуру прошлого, настоящего, но и воздействует на состояние современного народного музыкального искусства, учитывает проблемы, обновляет его благодаря воспитанию людей, которые владеют этноориенированной музыкально-творческой технологией, у которых знание традиций сочетается с новым музыкальным мышлением, сознанием. В современных условиях, когда семья перестала быть транслятором родной музыкальной культуры, только этномузыкальное образование и этномузыкальная информационно-образовательная среда способны сохранить и передать будущим поколениям народную музыкальную культуру.

.

Каждый человек в ходе этномузыкального образования осваивает родную музыкальную культуру, усваивает музыкальные ценности культуры региона, страны, мира, народное музыкальное искусство как своего времени, так и прошлых лет. Поэтому современ- ное этномузыкальное образование должно учитывать потребности различных этносов в сохранении своей музыкальной культуры, взаимосвязь и взаимодействие этномузыкальных культур, поликультурную направленность образования, стремление сохранить единое образовательное.

.

Этномузыкальное образование выполняет ряд функций: 1. Функция сохранения музыкальной культуры. Этномузыкальное образование сохраняет, обновляет, развивает благодаря определенной системе прогрессивные народные музыкально-педагогические традиции. 2. Функция сохранения этноса. Этномузыкальное образование способствует сохранению этнических характеристик, этнического самосознания индивида. 3. Функция сохранения общества. Этномузыкальное образование обеспечивает направленность образовательного процесса на культурную, этническую консолидацию, на становление толерантности, способности к межкультурному и межэтническому общению. 4. Функция сохранения государства. Этномузыкальное образование направлено на сохранение единого образовательного пространства, формирование гражданственности, патриотизма, желания работать на пользу Родине, жить , сохранять культуру. 5. Функция сохранения души и здоровья человека. Этномузыкальное образование направлено на сохранение духовных, ценностных, творческих начал в человеке, его телесного и душевного здоровья, формирования оптимистического мировосприятия на основе непреходящих нравственных ценностей этноса посредством «погружения» в этномузыкальную культуру [2].

Исходя из вышесказанного, этномузыкальное образование выступает как: • система передачи и сохранения культуры, рождения новых ценностей, новых способов творчества; • средство этномузыкального общения, в контексте которого происходит, взаимообогащение личности и народной музыкальной культуры, народного музыкального искусства ; • процесс становления личностной этномузыкальной культуры; • способ вовлечения в диалог этномузыкальных культур подрастающего поколения; • часть единого процесса формирования этнокультурной и поликультурной личности в ходе постижения ценностей родной музыкальной культуры и музыкальных культур других народов; • условие формирования этномузыкальной компетентности, позволяющей легко ориентироваться в мире этномузыкальных ценностей, родной музыкальной культуры и культуры других народов; • процесс реализации этноориентированных музыкально-творческих и диалоговых технологий. Цель этномузыкального образования, по нашему мнению, можно определить так: становление личности в ходе освоения родной, региональной и мировой музыкальной культуры в процессе музыкально-творческой деятельности, формирование личностной этномузыкальной культуры, компетентности, воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, способности к межэтническому, межкультурному общению. Особо стоит отметить важность становления этномузыкальной культуры личности в ходе образования. Этномузыкальная культура личности — это интегрированное качество, позволяющее личности воспринимать, воспроизводить и создавать этномузыкальные ценности с опорой на музыкальные традиции своего народа, способного к познанию музыкального искусства других народов.

Этномузыкальная культура личности включает в себя: • этническое самосознание; • накопленный этномузыкальный опыт, включающий в себя эмоционально-ценностный опыт переживаний; • комплекс знаний, умений и навыков, определяющих готовность и способность человека к исполнительско-творческой музыкальной деятельности в рамках определенной музыкальной традиции, в совокупности составляющей компетентность; • комплексэтномузыкальных способностей: а) музыкальный слух, включающий в себя интонационное чутье, интонационно-попевочный слух и др.; б) этномузыкальное мышление,которое формируется в процессе постижения фольклорного материала, имеет свою специфику в связи со значительными особенными признаками, которыми обладает народное музыкальное искусство[3]; в) чувство стиля, формирующееся на основе этнонационального музыкального искусства и включающее в себя стилевую установку, эталоны манеры народного пения, инструментального музицирования, эталон музыкального языка; г) музыкальная память; • этномузыкальное образование организуется с учетом исторического прошлого и современных тенденций в народной музыкальной культуре; • в содержании этномузыкального образования отражена смена этнопедагогических парадигм музыкального образования народной ориентации (Е.В. Николаева), интонационных пластов народной музыки; этномузыкальное образование направленно на постижение ценностей, знаний и способов музыкально-творческой деятельности в русле традиций и формирование на этой основе компетентности, развитие способностей (этномузыкального слуха, мышления), сознания, позволяющих рождать новые смыслы, формы, ценности, изменять пространство; •отбор содержания национального компонента музыкального образования осуществляется с учетом эталонов этномузыкальной культуры, этнического своеобразия музыкального фольклора; региональных особенностей традиций, народно-религиозной составляющей; связи народного музыкального творчества с культурой и бытом народа, единства различных видов творчества в музыкальном фольклоре; музыкальных традиций и инотрадиций; • в ходе этномузыкального образования происходит освоение конкретной народной музыкальной культуры на образцах как основы становления личностной этномузыкальной культуры, ее инвариантной составляющей в ходе этноориентированной музыкально- творческой деятельности, подкрепленной особой энергетикой, посредством культуротворческих технологий. Таким образом, отметим актуальность и необходимость рассмотрения сущности этномузыкального образования, что обеспечит в дальнейшем более качественную реализацию данного направления музыкального образования.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.